Петровичев (Кузьмичев) Петр Иванович [1874—1947]
Он рано начал рисовать, поэтому отец определил его в Ростовский Музей Церковных Древностей, где готовилась к открытию «резная» школа. Важную роль в этом сыграл И.С. Шляков, один из основателей музея. Время работы Петровичева в музее (1890-1892гг.) было определяющим в жизни художника. Здесь он обрел навыки мастерства, в музее произошла его встреча с В.В. Верещагиным. Маститый живописец посоветовал юноше получить профессиональное художественное образование, а позже помог обустроиться в Москве. В 1892г. Петровичев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С момента открытия пейзажного класса в 1898г. учился у И.И. Левитана, с 1900г., после смерти известного пейзажиста - у А.М. Васнецова. Окончил училище в 1903г. с большой серебряной медалью и званием «классного художника».
Еще будучи студентом училища, П.И. Петровичев начинает принимать участие в выставках. В 1899 г. он показывает свои работы на XIX Периодической выставке Московского общества любителей художеств, которая прошла в здании Исторического музея. Это было первым выступлением молодого художника на профессиональной выставке. В 1901 г. он показывает три пейзажа на XXIV выставке Товарищества передвижников. Его участие было отмечено критикой, а пейзаж "Поздний вечер" был воспроизведен в журнале "Мир искусства". В 1902 г. П.И. Петровичев принимает участие в петербургской выставке журнала "Мир искусства" 7-ю живописными произведениями, одно из которых -- пейзаж "После дождя" -- был приобретен в галерею П.М. и С.М. Третьяковых.
С 1904 г. П.И. Петровичев постоянный участник выставок "Союза русских художников", членом которого становится в 1910 г. В феврале 1906 г. на годичном общем собрании Товарищества передвижных художественных выставок 19-ю голосами из 25 выбран в члены Товарищества. В этом же году принял участие в организованной С.П. Дягилевым выставке русского искусства в Париже. Парижская газета писала: "Коровин, Петровичев, Рерих, Юон -- пейзажисты, ищущие острых ощущений и выражающие их с редкой гармоничностью".
В 1910 г. П.И. Петровичев принимает участие в XXXVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок (в Москве и Петербурге) и в VII выставке картин "Союза русских художников". Впервые большая часть экспонированных полотен была посвящена Ростову. В 1911 г. архитектурные пейзажи и интерьеры П.И. Петровичева были приобретены в галерею П.М. и С.М. Третьяковых, музей Александра III и музей Академии художеств.
В 1917 г. состоялась первая персональная выставка П.И. Петровичева, которая экспонировалась с 7 октября по 5 ноября в Художественном салоне на Большой Дмитровке, там, где регулярно проходили выставки "Союза русских художников". "Петровичев подводит итоги двум десятилетиям работы и собрал сейчас свыше двухсот пятидесяти картин. Это работник упорный, искренний, достаточно умелый, -- писал А.М. Эфрос, -- но вращающийся в очень небольшом кругу мотивов и приемов, которые он, словно загипнотизированный какой-то особой любовью, повторяет без устали год за годом в разных вариантах... Впрочем, один новый признак есть в последних работах Петровичева: его пейзажи стали обобщеннее, шире, строятся большими силуэтными массами".
После выставки, в ноябре 1917 г., П.И. Петровичев женился на Ольге Петровне Матисен. Венчание состоялось в церкви Рождества в Путинках на Малой Дмитровке.
В 1924 г. на выставке русского искусства в Нью-Йорке были представлены одиннадцать работ П.И. Петровичева, а картина "Ростов Великий. Осень" воспроизведена в каталоге выставки. В 1927-28 годах П.И. Петровичев участвует в организации нового общества "Объединение художников-реалистов" (ОХР), на выставке которого демонстрирует свои работы. В 1936 году он принял участие в первой выставке художников-пейзажистов, организованной в Москве, где экспонировал 15 живописных работ. В 1937-1943 годах преподавал живопись и рисунок в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. В годы войны принимал участие в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения, награжден медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".
В 1944 году П.И. Петровичеву исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем художника сотрудники Государственной Третьяковской галереи обратились к нему со словами приветствия. Правление Московского Союза советских художников также отметило эту дату адресом, подписанном С.В. Герасимовым.
24 апреля в Центральном Доме работников искусств была открыта персональная выставка П.И. Петровичева, на которой экспонировалось 147 работ. В мае состоялся вечер, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности.
4 января 1947 года П.И. Петровичев на 73-году скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
После переезда в Москву, художник приезжал в Ростов на протяжении всей жизни. Созданные здесь архитектурные пейзажи, интерьеры церквей составляют значительную часть его творческого наследия.