Пименов Николай Степанович [1812—1864]
Николай Степанович Пименов - младший был сыном скульптора С. С. Пименова. Очевидно, интерес и любовь к скульптуре возникают и укрепляются в молодом Н. С. Пименове под непосредственным влиянием отца, в мастерской которого будущий скульптор и получил первые знания и навыки в работе.
Слава и известность приходят к Пименову-младшему еще до окончания Академии художеств, в 1836 году, когда им была исполнена знаменитая статуя «Юноша, играющий в бабкиЮноша, играющий в бабки. 1836ГипсГосударственный Русский музей», появившаяся на академической выставке вместе со статуей «Парень, играющий в свайку» другого молодого скульптора — А. В. Логановского. Появление обеих статуй на выставке в Академии носило далеко не случайный характер, свидетельствуя об усилении общественного интереса к жизни простого народа, который проявлялся и в изобразительном искусстве и в литературе этого времени.
Недаром обе эти статуи привлекли к себе особое внимание великого Пушкина, сказавшего о них: «Наконец, и скульптура в России становится народною!»
Народность новых произведений Н. С. Пименова и
заключалась прежде всего в самом внимании к жизни простых людей, в стремлении показать русского человека несломленным социальным гнетом, духовно и физически прекрасным. Нельзя отрицать, что Логановский, а особенно Н. С. Пименов, несмотря на ряд условностей, сумели воплотить в образах юношей национальные черты и характер. В известном четверостишии, которое экспромтом набросал Пушкин, поэт лаконично и выразительно характеризовал статую Пименова:Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился...
Прочь! Раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись: не мешай русской удалой игре.
С удивительной глубиной понял Пушкин суть русской скульптурной классики конца ХVIII и первой половины XIX века, ставившей своей задачей передачу национального содержания в простой и ясной художественной форме, основанной на подлинно творческом освоении русскими мастерами великого наследия античного искусства. Как бы подчеркивая это, Пушкин избрал и для своего четверостишия форму классического стихосложения.
Изображая «Юношу, играющего в бабкиЮноша, играющий в бабки. 1836ГипсГосударственный Русский музей», Н. С. Пименов стремится передать красоту и силу простого русского человека. В фигуре крестьянского парня, с увлечением отдавшегося игре, действительно чувствуются большая внутренняя и физическая сила, удаль, смелость и широта русской натуры.
К достоинствам этого скульптурного произведения относится превосходная реалистическая передача обнаженного, человеческого тела, свободная как от заглаженности и сухости позднеакадемических статуй, так и от натуралистической детализации. Нельзя не оценить также мастерского композиционного решения статуи — свободный пространственный разворот тела играющего сочетается с большой устойчивостью и крепостью в постановке фигуры. Выразительно и лицо парня: круглое, чуть скуластое, обрамленное густыми, подстриженными в скобку волосами; левый глаз прищурен — деталь, вряд ли допустимая с точки зрения установок строгого академического классицизма в скульптуре.
Статуя «Парень, играющий в свайку», выполненная
, при всех ее достоинствах все же несколько уступает пименовской по силе и реалистической убедительности. Чувствуется, что Логановский больше, чем Пименов, ориентировался на произведения античности. И, по-видимому, не случайно в четверостишии Пушкина, посвященном статуе Логановского, упоминается известное произведение античной скульптуры — «Дискобол» Мирона.Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый, Строен, легок и могуч, тешится быстрой игрой. Вот товарищ тебе! Дискобол! Он достоин, клянуся, Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать...
Труды Николая Пименова и
были достойно отмечены присуждением их авторам Больших золотых медалей. Обе статуи были отлиты вскоре из чугуна и поставлены в Царском Селе (ныне г. Пушкин) у входа в Александровский дворец.В 1837 году Н. С. Пименов, как и
, был отправлен пенсионером Академии за границу.Одной из наиболее интересных работ Пименова, исполненных в первые годы пенсионерства, была статуя «Мальчик, просящий милостынюМальчик, просящий милостыню. 1841МраморГосударственный Русский музей», в которой ясно чувствуются реалистические устремления мастера, его повышенный интерес к изучению человеческого тела, живой натуры, а также к изображению тонкого душевного состояния человека. За присланный в Петербург мраморный оригинал этой статуи Н. С. Пименов был удостоен звания академика (1844). В те же годы мастер много работал над моделями «Фонтана богатырей», который предполагалось установить на одной из московских площадей. В центре композиции на возвышении проектировалась группа, изображающая Яна Усмаря, останавливающего разъяренного быка. Как и многие дальнейшие работы Н. С. Пименова, это произведение осталось лишь в моделях.
Большой интерес представляют дошедшие до нас небольшие портретные статуэтки работы Пименова, как, например, статуэтка, изображающая «Сидящего молодого человека с тросточкой» (Всеволжского; гипс, 1844, Русский музей) или «Портрет неизвестного в кресле» (гипс, 1844, Музей Академии художеств). Эти работы Пименова непосредственно прокладывают дорогу жанровой скульптуре и многочисленным портретным статуэткам второй половины XIX — начала XX века.
Значительно меньшую ценность представляли такие произведения, как созданные Пименовым в Италии: «Мальчик, подкрадывающийся к бабочке» и «Мальчик, кормящий птичку». В них чувствуется влияние салонной западноевропейской скульптуры того времени.
Тенденции к холодной эклектике заметно ослабевают у Пименова после его возвращения на родину (1850), когда он обращается к здоровым, крепким традициям русской монументальной скульптуры. Этот последний период его творчества отмечен упорной работой по созданию памятников-монументов. Памятник адмиралу Лазареву в СевастополеПамятник адмиралу генерал-адъютанту Михаилу Петровичу Лазареву в Севастополе. 1867Бронза является лучшей работой Пименова в этой области и занимает видное место в развитии русской монументальной скульптуры.
Герой-флотоводец изображен Пименовым как бы стоящим на мостике боевого корабля, пристально всматривающимся вдаль. Одетый в парадный военно-морской мундир, без шинели, с кортиком у пояса, М. П. Лазарев стоит свободно и естественно. Отчетливо передано портретное сходство — характерное широкое лицо с мужественным, немного суровым выражением. Четко проработав фигуру, скульптор не впал, однако, в чрезмерную детализацию, удачно сочетав точность и конкретность изображения с известной обобщенностью форм монументального произведения. В соответствии с традициями лучших мастеров русской монументальной скульптуры Пименов избежал усложненности постамента памятника и решил его красиво и просто, без той вычурности или громоздкости пьедестала, которые начинают часто встречаться в монументах середины XIX века.
Деятельность
, товарища Н. С. Пименова по памятной выставке 1836 года, оказалась менее содержательной и не столь многогранной.