Репин Илья Ефимович [1844—1930]
Актриса П.А.Стрепетова. 1882
-
- Название Актриса П.А.Стрепетова
- Год создания 1882
- Материал Холст, масло
- Размер 64.7 x 53.5
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 466
Описание
Впервые
зарисовал актрису П. А. Стрепетову в 1878 году в различных ролях, сделав семь набросков на одном листе. Затем в 1881 году он изобразил ее в роли Лизаветы в пьесе Писемского «Горькая судьбина». Рассматриваемый портрет писан в поисках художником образа для картины «В одиночном заключении». Этим, очевидно, обусловлен этюдный характер портрета, оставшегося незаконченным, и то, что так подчеркнул в нем глубокий трагизм натуры Стрепетовой, ее скрытую душевную муку и высокое духовное благородство, то мужество и силу воли, с которыми она сдерживает свою муку. Поэтому же он и изображает ее с распущенными волосами, так сказать, не в «портретном» виде.В поисках образа революционерки портретеПортрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой. 1884Холст, масло., 120 x 78Государственная Третьяковская галерея актрисы, тогда же писанном , она вышла у него похожей на образы его курсисток, представительниц молодежи, из которой вербовались деятельницы революционного движения. В ее задумчивом и скорбном облике современники видели выражение той «печали не о своем горе», о щемящей душу выразительности которого писал Г. Успенский в связи с подобными образами. Эту затаенную душевную скорбь передал в лице Стрепетовой с присущей ему пластической силой. Особенно впечатляющи ее затененные глаза и полуоткрытые, словно пересыхающие от внутреннего испепеляющего огня губы. Боковое освещение с контрастами освещенных и затененных частей лица «по-рембрандтовски» эмоционально-выразительно. Для того чтобы лучше выявить объем головы, освещает фон в обратном направлении, окрашивая его справа более светлым зеленовато-охристым и слева более темным красноватым цветом. Это те цвета, в которых писан весь портрет. Его общая теплая красно-рыжеватая гамма соответствует душевной тревоге Стрепетовой, напряженности трагического звучания ее образа. Тонкая же разработка этих цветов на лице придает ему легкую воздушность — это как бы внешнее выражение его одухотворенности.
остановился на Стрепетовой не случайно. Характерно, что в известномБлагодаря незаконченности работы особенно ясно выступает живописная манера художника, его письмо энергичными лепящими форму мазками. Зритель получает огромное эстетическое наслаждение от созерцания этой лепки форм, от пластической материальности, с которой выявлено духовное содержание. Это то, что Гегель великолепно выразил, сказав: «Чувственное в искусстве одухотворяется, так как духовное выступает в нем, как получившее чувственную форму».