Репин Илья Ефимович [1844—1930]
Родился в Украине в городке Чугуев в семье казачьего военного поселенца. Обучался в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и
Во время учёбы молодому Репину приходится подрабатывать: он красит крыши, экипажи, пишет портреты. Тем не менее он успевал и учиться. Занятия в Академии проходили с успехом, он получал награды и медали. За программную работу «Иов и его друзья» он получил Малую золотую медаль, и затем за "Воскрешение дочери Иаира" Большую золотую медаль.
Знаменитый «бунт тринадцати», когда тринадцать выпускников во главе с потребовали дать им право самим выбирать тему для картины на большйю золотую медаль, произошёл за несколько недель до поступления Репина в Академию. Получив отказ, выпускники во главе с Крамским демонстративно ушли из Академии и образовали Артель художников. Репин был заворожен их идеями и посещал вечера и диспуты Артели. Художник писал: «Я всё грежу о Коммуне и только в ней вижу спасение человека».
Увлечённый бунтарскими и демократическими идеями в среде художественной молодёжи, Репин подал прошение об увольнении из Академии и выдаче звания свободного художника, на что он, обладатель серебряных и золотых медалей, имел право. Но конференц-секретарь П. Исеев порвал прошение со словами:" Вы должны окончить Академию как следует; для кого же ей тогда существовать".
В начале 70-х Репин едет на Волгу писать с натуры бурлаков. Впервые бурлаков, тянувших баржу, художник увидел на Неве, когда он с Савицким писал там этюды. Он делал зарисовки бурлаков. Ф. Васильев, узнав о работе Репина, посоветовал ему сьездить на Волгу:" Вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо..."
На Волге художники работали очень много и плодотворно. Васильев писал этюды, а Репин делал зарисовки и этюды для будущей картины, познакомился с бурлаками. Особенно потряс Репина поп-расстрига Канин, которого он изобразил во главе группы бурлаков. Репин писал:"...Во время стояния в лямке он поглощал меня и производил на меня глубокое впечатление. Была в его лице особая незлобливость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды. Так, думалось мне, когда Эллада потеряла свою политическую независимость, богатые патриции железного Рима на рынках, где торговали рабами, покупали себе учёных-философов для воспитания своих детей. И вот, философа... загнанного в общую яму или пещеру с беглыми преступниками-земляками, угоняли на Понт Эвксинский, и он лежал там на солнцепёке, пока кто-нибудь не покупал его наконец, его, шестидесятилетнего старика..."
В 1871 году Репин впервые выставил "Бурлаков на Волге" на выставке в Обществе поощрения художеств, но картина почему-то не устроила его, он вновь поехал на Волгу и переписал всё.
Картина была завершена только в 1873 году, на её создание Репин потратил три года. И сразу картина принесла Репину славу. Крамской говорил:"Только у Репина русский мужик такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле."
Стасов вспоминал:"Картины ещё не существовало, а все уж ожидали от Репина чего-то необыкновенного: так поразительны были небольшие этюды масляными красками, привезённые им с Волги."
В 1873 году Репин едет в Европу в качестве пенсионера Академии художеств. Он посетил Всемирную выставку в Вене, где выставлялись его «Бурлаки», имевшие громадный успех.
Репин путешествовал по Италии и потом остановилсяя в Париже, поселился на Монмартре, где картины «Садко» и «Парижское кафе». Сюжеты этих вещей - фантастическая сказка и жанровая сцена «во французском вкусе» - кажутся совершенно не «репинскими».
, передвижник от мозга до костей, был этим поражен и озадачен. «Я одного не понимаю, как могло случиться, что Вы это писали? …Я думал, что у вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и специальная народная струна. …Человек, у которого течет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способен… изображать тяжелый, крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток».
«Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикие организмы, - отвечал Репин, - нет, я хочу писать всех, которые произведут на меня впечатление».
Репин не ограничивает себя в сюжетах, он изображает всё, что кажется ему интересным. Он способен работать над совершенно разными вещами и в различной манере.
В 1876 году художник возвращается на родину. Он часто и подолгу гостит в подмосковном Абрамцеве и оказывается среди участников мамонтовского кружка - дружеского сообщества, которое как раз в это время становится очень важным очагом русской художественной жизни. Начинается самый значительный, самый плодотворный период его творческой жизни. За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений. Он становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, репинские картины на ежегодных выставках Товарищества становятся каждый раз незабываемым событием.
В 1883 появилась картина «Крестный ход в Курской губернии». Первые эскизы Репин делал ещё в 1876 году. Тогда сцена виделась художнику в обличительно-повествовательном духе , однако впоследствии художник переосмысливает её в грандиозное народное шествие.
И. Э. Грабарь писал: «Крестный ход в Курской губернии» окончательно установил за Репиным репутацию первого художника России."
Картина "Не ждали" стала ярким выражением духа эпохи. В картине каждая деталь не случайна. На стене висят портреты революционных демократов Некрасова и Шевченко, между ними - литография с картины Штейбсна "Голгофа". Таким образом художник намекает на жертвенный, крестный путь революционеров. Фотография Александра IIв гробу говорит о только что произошедшем убийстве монарха народовольцами.
Репин, сочувствуя витавшим в то время в самом воздухе идеям демократии и освобождения, пишет ещё картины на тему революционной борьбы: "Отказ от исповеди" и "Арест пропагандиста". Картину хотели снять с выставки, устроители даже пригласили царя осмотреть экспозицию накануне вернисажа. Репин вспоминает: «Александр III все рассмотрел... даже «Арест пропагандиста» вытащили ему, и тот рассматривал и хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему это я писал так тонко и старательно».
Репин долго вынашивал идею написать историческую картину из времени царя Ивана. Художник работал над картиной "Иван Грозный и сын его Иван" пять лет. На эту тему его натолкнула музыка Римского-Корсакова, его новая тогда вещь "Месть". Придя с концерта, Репин тут же набросал первые эскизы к будущей картине.
В своей мастерской Репин соорудил угол с обстановкой дворцового покоя, где разворачивались события. Сам сшил царские костюмы, по его эскизам жена Репина вышила орнамент на сапогах и одежде. Долго искал образ Ивана Грозного. Для Грозного ему позировали художник и композитор П. Бларамберг.
Картина изображает Грозного на закате его жизни, когда он уже много болел и неуклонно дряхлел. В 1581 году Грозный застал беременную жену своего сына царевича Ивана Ивановича Елену в одной рубахе в жарко натопленном покое. По тем временам женщина считалась одетой, когда на ней было никак не меньше трёх рубах. Царь впал в ярость и избил сноху. Иван Иванович пытался защитить жену, но царь убил его. У Елены от перенесённых побоев случился выкидыш. Грозный от горя едва не сошёл с ума: он своими руками погубил сына и нерождённого внука, оставил Россию без наследника.
В 1885 году на выставке передвижников картина «Иван Грозный и сын его Иван» была самым главным событием. О ней много писали и говорили.
В 1913 году в Третьяковской галерее душевнобольной иконописец Балашов изрезал полотно ножом. Н. Мудрогель, работник галереи, вспоминал: «Репина... повели в зал, где была картина. Я с большой тревогой ждал момента, когда Репин увидит искалеченную картину. Ведь любимое детище! А Репин подошёл и ... будто ничего... Ни один мускул в его лице не дрогнул. «Ну, что ж... Это не велика беда. Я думал, картина испорчена безнадёжно. А это легко заделать».
Краски он привёз с собой. Он быстро переоделся и принялся за работу. Сначала он исправил порезы. Вот прямо на моих глазах белые полосы исчезли и картина стала прежней. Он работал очень быстро. Потом отошёл, долго смотрел на картину и , снова подойдя, вдруг начал переписывать всю голову Ивана Грозного. Мы переполошились... но сделать ничего не могли. Репин быстро переписал голову Ивана и сейчас же уехал на вокзал. К концу дня приходит Грабарь, мы говорим ему: «Был Репин, исправил картину». Грабарь очень заволновался, поспешил к картине.
— На чём, — спрашивает, — Репин писал? На скипидаре или на керосине?
— На керосине.
Грабарь потребовал сейчас же вату, керосин и всё, что сделал Репин, смыл начисто...
— Голова лиловая, она не в тоне картины. Масляные краски через год, через два изменятся... Исправлять надо красками акварельными.
И Грабарь сам исправил только места порезов, оставив голову Ивана так, как она была написана самим Репиным в 1884 году».
Сам Репин считал делом своей жизни картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первый эскиз к ней датирован художником 1878 годом, а закончена она была лишь в 1891.
В поисках исторических мест и антуража художник ездил в Запорожье. «Ну и народец! Недаром про них Гоголь писал, всё это правда! Чертовский народ! Никто на всём свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства».
Когда Репина спросили, когда он закончит «Запорожцев», он рассердился. «Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, - говорил Репин, - а может случиться, что я закончу ее и через месяц. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев».
Перед окончанием «Запорожцев» у художника стала отказывать правая рука, и он упражнял левую. После 1907 года писал уже только левой.
По окончании картина была экспонирована в Академии. Все небольшие работы художника были быстро распроданы, и только «Запорожцев» никто не мог купить — Репин назначил за неё неслыханную сумму тридцать пять тысяч. Третьяков отказался покупать, и в конце концов картину купил государь император.
Репин прожил долгую творческую жизнь, создал огромное количество произведений. Его вклад в историю русской живописи невозможно переоценить. Его огромный талант признавали все. Талантливый и в литературе, Репин является автором книги мемуаров «Далёкое близкое».