Репин Илья Ефимович [1844—1930]
Крестный ход в Курской губернии. 1880—1883
-
- Название Крестный ход в Курской губернии
- Год создания 1880—1883
- Материал Холст, масло
- Размер 178 x 285.4
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 466
Описание
Картина имеет длительную и сложную творческую историю. Первичный замысел сюжета «крестного хода» относится к 1876 году, то есть к началу пребывания
в Чугуеве. Сама процессия крестного хода в первом эскизе была еще немноголюдна и композиционно развернута вдоль холста, двигаясь слева направо. В центре внимания художника было изображение толчеи около чудотворной иконы и драки из-за того, кому ее нести. К этому первому эскизу маслом (ГРМ) близок карандашный набросок композиции (ГТГ). Такое решение, очевидно, не удовлетворило , и он в августе 1877 года пишет новый эскиз «Крестного хода», так называемый «Явленная икона». В этом эскизе религиозная процессия изображена проходящей по дороге в дубовом лесу, двигаясь по диагонали слева направо. По этому эскизу в том же году была начата большая картина. Но уже в следующем, 1878 году художник приступает к новым поискам, отмеченным эскизами «Перед выносной иконой» и «Крестный ход в Курской губернии». В этом новом варианте «крестного хода» процессия движется уже по открытому пространству, так как лес вырублен и вместо него на пригорке торчат пеньки. Увлекшись другими сюжетами, прерывает работу над обоими вариантами «крестного хода». В 1880 году он возвращается ко второму из них и в 1880—1883 годах пишет свою прославленную картину, которая и будет нами здесь рассмотрена.Однако его творческий интерес к сюжету «крестного хода» этим не исчерпан. В 1889 году он вновь возвращается к картине «Явленная икона» и дописывает ее в 1891 году. Затем через много лет, в 1917 и в 1924 годах, он вновь переписывает эту картину, меняя самую композицию.
Такая длительная, многолетняя работа над сюжетом «крестного хода», то обстоятельство, что, уже найдя однажды блестящее решение в картине «Крестный ход в Курской губернии»,
вновь возвращается к первому варианту, показывают, насколько он был захвачен этим сюжетом и какое большое придавал ему значение.В самом деле, начатый как одна из многих сцен крестьянской жизни, крестный ход оказался таким сюжетом, в котором
нашел, наконец, то, чего искал, — целостную и многообразную картину народной жизни. Этот сюжет давал возможность показать всю пореформенную деревню. Крестные ходы были распространенными явлениями, в которых принимали участие все классы и сословия России. Следовательно, в передаче этого бытового явления можно было естественно сопоставить в едином изображении самые разные социальные типы и психологические характеры. Последовательное развитие эскизов обнаруживает устремление именно к такому решению. От первых эскизов, бывших изображениями частной, однозначной сцены и носивших характер преимущественно обличения религиозного фанатизма и деревенского невежества, в «Крестном ходе в дубовом лесу» приходит к более широкой и сложной по своему содержанию сцене, в которой наряду с сатирическим обличием присутствует и задача показа многообразия типов и образов, сложности явления и его противоречивости. Однако, как известно, в картине, по признанию самого художника, был известный момент историзма. Изображалось явление не сегодняшнего, а вчерашнего дня. Поэтому параллельно и создает другой вариант «крестного хода», в котором действие происходит уже в современности, почему дубовый лес и заменился вырубкой. Хищническое истребление лесов в пореформенной России было одним из характерных явлений, бросившихся в глаза по возвращении из-за границы в Чугуев. Описывая обстановку, в которой он очутился в Чугуеве, писал Стасову: «Не спят только эксплоататоры края, кулаки. Они повырубили мои любимые леса... теперь все это голое пространство, покрытое пнями». и ввел этот мотив как характеризующий обстановку пейзажный фон в новый вариант «крестного хода». Писание парных картин и изображение одного мотива «до и после» было довольно развито в русской живописи этого времени. В частности, любил писать такие парные картины .Второй вариант так увлекает
и так успешно им решается, что превращается не только в самостоятельную, но и в гораздо более монументальную картину. Характерно, что и размер «Крестного хода в Курской губернии» был взят больший, чем размер «Крестного хода в дубовом лесу». Это было связано с большей широтой и вместе с тем социальной заостренностью показа народной жизни во втором варианте. Здесь сказались наблюдения над послереформенной деревней. В последнем решении «крестного хода» перед нами уже прямое противопоставление господ и крестьянской массы. В картину вводятся изображения урядников и становых, пеших и конных сотских, показывается, как они отгоняют «простонародье», охраняя покой и удобства господ.Сюжет «крестного хода» был богат не только идейно-тематическими, но и чисто живописными возможностями. Праздничное шествие в нарядных одеждах, с иконами, хоругвями и церковными фонарями на открытом воздухе в летний солнечный день давало художнику богатую и красивую натуру, которую было приятно и радостно писать. «Вы напали на золотоносную жилу», — писал.
по этому поводу . Тут было над чем поработать колористу, художнику, «язычески» влюбленному в живую плоть вещей, в материальность явлений. Важно было лишь, чтобы увлечение чисто живописными задачами, красочностью и интересностью зрелища не отодвигало, не подавляло идейно-тематических задач. В первом варианте с его «пейзажностью» такая опасность была. Живописная красота изображения лесного пейзажа, игры бликов света, написанных в пленэре фигур находятся в известном противоречии с идейно-образным содержанием. Быть может, потому сохраняет, а возможно при окончании картины даже усиливает сатиричность и обличительность в прямом подчеркнутом виде, чего не было в «Крестном ходе в Курской губернии». Его гораздо более глубокое социальное содержание выявляется без гротескных сцен. Характерно, что в то время как в «Крестном ходе в дубовом лесу» в образе протодиакона дает заостренное повторение образа И. Уланова, лишая его той сложности, которая была в «Протодиаконе», в картине «Крестный ход в Курской губернии» он заменяет его более нейтральным образом ленивого, слегка кокетливого красавца. Это связано с тем, что в последнем варианте решения «крестного хода» мотивы обличения духовенства и показа варварства религиозного фанатизма перестали играть прежнюю роль. В изображении религиозного обряда теперь интересует уже не столько религия, сколько показ современной деревни в ее многообразии.«Крестный ход в Курской губернии» — картина, в которой действующим лицом является масса, толпа, в богатстве своих типов и характеров. Передвижники любили писать сцены, в которых можно было сопоставить различные типы и характеры в своеобразии их реагирования на происходящее. Таковы, например, «Перед исповедьюПеред исповедью. 1877Холст, масло., 108 x 160Государственная Третьяковская галерея» или «Крах банкаКрах банка. 1881Холст, масло, 68,2 x 104Государственная Третьяковская галерея» . У такой тип изображения приобретает глубокое общественное содержание, становится показом всей современной ему деревенской Руси. Он превращается в монументальное полотно, в поэму о народной жизни. Недаром сравнивают иногда это полотно с «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
Этот показ в изображении религиозной процессии как бы всей деревенской России достигнут
как исключительной яркостью и характерностью типов и образов, их редкостным разнообразием и полнотой, так и замечательным построением картины.Ярки и выразительны не только основные, главные персонажи картины, такие, как горбун, с одной стороны, и барыня с иконой, с другой, эти обозначающие крайние социальные полюсы в «разношерстной толпе» типы, но и более второстепенные и даже совсем второстепенные, как, например, замахнувшийся плетью урядник. Несмотря на то, что его значение в картине определяется действием, а не характером, он изображен с удивительной типичностью и верностью.
Особенно богато и разнообразно разработана во множестве типов народная крестьянская масса, которой принадлежат симпатии художника. С прекрасным знанием дела и душевной теплотой пишет
различные типы крестьян, несущих на носилках большой разукрашенный церковный фонарь. Тут и пожилые мужики, важные и степенные, и юный парень, самозабвенно шагающий, махая рукою. Выразительны и образы богомолок, а в особенности горбуна, одного из важнейших персонажей картины.Образ горбуна очень увлекал
, и художник рисовал и писал его много раз с натуры. Среди этюдов особого внимания заслуживает большой портрет маслом. В своей психологической глубине, в законченности характеристики и живописи этюд приобретает значение самостоятельного произведения. Это один из тех образов, в которых раскрывается вся сила репинского психологизма. Создавая образ калеки, сумел показать богатство и поэтическую настроенность его души, скрытые за внешней, свойственной обиженным судьбой людям, настороженностью и даже некоторой озлобленностью. Его лицо с прищуренными глазами, с выдвинутой вперед нижней челюстью, вся ушедшая в поднятые костылями плечи голова необычайно выразительны в своей устремленности. Это образ деревенского поэта и мечтателя, лирическая и ожесточенная вера которого полна пронзительной тоски и испепеляющей душу мечты.Образ горбуна — вершина передвижнического психологизма и гуманизма, умеющего в униженном и забитом, в исковерканном жизнью существе увидеть благородство и красоту его души, его человеческое достоинство. Это высшее проявление единства этики и эстетики в искусстве передвижников.
Голова горбуна с ее пластическим рельефом, его волосы и одежда написаны с большой силой и живописным мастерством. Превосходно красочное сочетание цвета лица горбуна, его белокурых, отливающих золотом волос с коричневым цветом его кафтана и фиолетовым цветом выцветшей застиранной рубахи. В передаче этой бедной одежды
обнаруживает силу своего живописного дарования. Этическое понимание прекрасного как внутренне ценного и значительного, сила живописного дарования художника позволили внешне некрасивое, но озаренное внутренним горением и поэтичностью явление превратить в прекрасный живописный образ.В картине
усилил в образе горбуна его религиозный фанатизм, его страстную устремленность в поисках чуда, исцеления и справедливости. В облике этого калеки создает потрясающей силы образ ложно направленной, исковерканной жизнью, невежеством духовной силы народа, противоречивости крестьянского «бунта на коленях». И все это дается, конечно, не как наглядное изображение, иллюстрация мыслей и идей, а как высмотренный художником в жизни яркий, пленивший его как живописца именно своей выразительностью образ. А уже жизнь этого художественного образа в картине раскрывает его идейное и социальное содержание.Выразительны и блестяще написаны в картине и многие типы господ и духовенства. Особенно удались
центральный в этой группе образ глупой и самодовольной барыни с иконой и образ местного богатея, откупщика или подрядчика.Как бы переходными между этими двумя мирами — крестьян и господ — являются фигуры великолепного дородного протодиакона с пышной шевелюрой и группы «сельской аристократии»: двух мещанок-ханжей, жеманно, с ужимочками несущих пустой киот от иконы, регента с его разношерстным хором, зажиточного крестьянина, возможно деревенского кулака с окладистой бородой и др. Они также чрезвычайно жизненны и типичны.
В градации образов по степени их содержательности сказывается такт
как мастера картины, понимание ее как целостного организма, частями которого являются отдельные образы. Он сам хорошо это сформулировал: «В картине можно оставить только такое лицо, какое ею в общем смысле художественном терпится... Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная».«Крестный ход в Курской губернии», действительно, сложная по композиции картина. Она органически сочетает в себе естественность жизненной сцены с такой ее концентриро-ванностью и смысловой построенностью, каких, конечно, в натуре быть не может и которые есть результат художественного обобщения и специального «сочинения» изображения. Она соединяет в себе сложную повествовательность со зрительным единством изображения, показ суровой правды жизни с красотой картинной «зрелищности».
Композиция картины чрезвычайно интересна.
решил в ней трудную задачу — показать огромную толпу народа как целое и вместе с тем выделить в ней яркие личности действующих персонажей. Ощущая толпу, как нечто волнующееся и слитное, колышащееся в мерном шествии, мы вместе с тем видим, что она состоит из множества различных ярко характеризованных индивидуальностей. изображает на дальнем плане валом валящую прямо на зрителя огромную массу народа. Ее мерное колыхание в движении подчеркивается маячащими над ней фигурами конных сотских, урядника и станового, покачивающимися хоругвями. На среднем плане эта толпа как бы раскалывается: голова процессии — группа несущих фонарь и хор певчих — сворачивает по диагонали вправо, открывая центр с фигурой протодиакона и господ за нею. Слева же даются фигуры странников-богомольцев, горбуна и нищенок, стремящихся со стороны пробиться вперед. Всадники, возвышающиеся за ними, как бы отделяют эти фигуры и сотского с палкой от толпы и выносят на авансцену эпизод столкновения горбуна с сотским как один из важнейших моментов всего изображения. Эта группа корреспондирует с группой мужиков, несущих фонарь, справа и контрастирует с группой барыни и сотского в центре. Таким образом, получаются три группы по трем точкам открывающегося впереди треугольником свободного пространства. Эти три центра и держат композицию, но, будучи неравновеликими, не ослабляют динамики общего движения процессии. При такой композиции зритель охватывает одновременно всю процессию в целом и вместе с тем словно находится где-то настолько вблизи, чуть ли не на краю свободного переднего пространства, что расступившаяся процессия позволяет ему видеть всех главных действующих лиц, расположенных как бы по краям толпы.Фонарь спереди по своей яркой расцветке с золотом, голубыми и розовыми лентами отвечает сверканию иконы, другого фонаря и хоругвей, блеску риз в центре. Вместе с тем своей массой этот фонарь заслоняет спереди пейзаж, выдерживая рельеф переднего плана и скрывая здесь ненужный прорыв в глубину. В то время как кривая фигурной части движется из глубины слева направо, кривая холма с вырубкой идет в обратном направлении, внося в картину необходимую для большого полотна устойчивость композиции в целом.
В «Крестном ходе в Курской губернии»
добился той полной гармонии между идейно образными и чисто живописными задачами, которая не удалась ему в полной мере в «Крестном ходе в дубовом лесу», поскольку, конечно, об этом можно судить по дошедшей до нас фотографии картины до ее коренной переработки. Демократическая эстетика с ее критерием характерности и содержательности одерживает в картине «Крестный ход в Курской губернии» одну из самых блистательных своих побед.В частности, это сказалось в пейзаже: некрасивый и унылый сам по себе объект получил прекрасное живописное разрешение и органично вошел в общий образный строй картины. Пейзаж соответствует идейному замыслу, вернее, участвует в его живописном разрешении и вместе с тем является удачно найденным естественным местом развития действия, не конкурирующим с сюжетной частью.
В разнообразии одежд — от роскошной золотой парчи протодиакона, безвкусной пышности желтого шелкового платья и голубой шляпки барыни, пестрых одежд мещанок до коричневых армяков несущих фонарь крестьян и лохмотьев нищенок-богомолок — сказывается замечательное умение
писать любой материал, превращая его в живописную красоту и выразительность.Обращает на себя внимание трудность и условность «кадрирования» картины. Здесь можно дать только фрагменты, а не кадры, то есть более или менее законченные группы, где кроме основных фигур остальное рисовалось бы как фон. Это показывает, насколько целостно и слитно написал
всю эту массу фигур. В ней есть группы в смысле образных акцентов, составных частей «повествования», но не в смысле классических академических группировок. уже преодолел окончательно традиции классицизма и стал одним из самых сильных представителей новой реалистической живописной системы. Она и образует основу решения изображения как единого зрительного целого. В отличие от рационалистического классицизма с его пластическими объемами, в основе которых лежит рисунок и четкий ясный контур, новая живописная система исходит преимущественно из зрительного чувственного восприятия предметов, при котором важнейшую роль играет сначала светотень, а затем цвет и лепка формы мазком. При системе классицизма целое как бы складывается из частей, фигур или групп; теперь же это — зрительное единство, в котором отдельные фигуры и предметы тесно соприкасаются, смыкаются между собой. Задачей художника является не выделение фигуры контуром и раскраской, а, напротив, объединение ее с другими в единстве живописного решения, письма и фактуры. Фигуры утрачивают четкость и замкнутость контура. Контур становится прерывистым, нарушаемым мазком, который может частично входить, «вбиваться» в контур соседнего предмета, для того чтобы выдержать живописное единство. Оно богато своей фактурой, где плотное и жидкое письмо уже не располагаются, как прежде, точно по планам, а как бы ритмическими волнами проходят по картине. Это та широкая живописная манера письма, при которой удар кисти, мазок или блик передают движение формы, отдельные детали, игру света и экспрессию выражения. Такая живописная манера складывается в 80-х годах, и ее лучшим мастером становится . В 90-х годах ее продолжают и развивают так называемые «молодые передвижники» — , и другие.Картина «Крестный ход в Курской губернии» написана в пленэре с передачей летнего знойного дня, пыльного воздуха, сверкания золота на солнце, разнообразия цветов одежд. Особенно интересно проследить, как разнообразно по цвету решает
, казалось бы, такие одинаковые армяки мужиков, несущих фонарь. В их передаче он использует сложную и красивую гамму более теплых и более холодных коричневых цветов. Но, давая в картине пленэрное цветовое решение, все же не следует целиком и полностью за натурой, а приводит всю картину в единство путем общей серебристости гаммы. Эта серебристость оказывается привнесенной художником в изображение в процессе длительной работы над картиной в мастерской. Иначе, конечно, и не могло быть с картиной, которая, как всякая большая многофигурная композиция, была скомпонована, «сочинена» художником. Иначе это была бы не картина, а лишь увеличенный до грандиозных размеров натурный этюд.