Репин Илья Ефимович [1844—1930]
Портрет Нади Репиной. 1881
-
- Название Портрет Нади Репиной
- Год создания 1881
- Материал Холст, масло
- Размер 66 x 54
- Собрание Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
- Все работы автора Всего: 466
Описание
Портрет младшей дочери художника. Детские портреты в творчестве
сравнительно немногочисленны и чаще всего писаны с его детей.Портреты ПротодиаконаПротодиакон. 1877Холст, масло, 125.5 x 97.5Государственная Третьяковская галерея». Иногда же «состояние» портретируемого, его поза, жест, действие приобретают в той или иной мере самостоятельное значение, и портрет в конце концов перерастает в жанровое изображение. Он получает тогда соответствующее наименование, как это случилось с портретом спящей жены художника — «ОтдыхОтдых. 1882Холст, масло, 143 x 94Государственная Третьяковская галерея» (1882) или с портретом его дочери, В. И. Репиной, на фоне осеннего пейзажа — «Осенний букет"Осенний букет". 1892Холст, масло, 114 x 67Государственная Третьяковская галерея» (1892).
можно разделить на две категории: собственно портреты и портреты-жанры. В последних типичность образа становится важнее, нежели неповторимая индивидуальность портретируемого, как, например, в портрете И. Уланова, переросшем в образ «Рассматриваемая работа относится к последней категории портретов-жанров. При несомненном индивидуальном сходстве это портретирование дочери имело своим главным содержанием изображение просыпающегося ребенка.
здесь привлекает та лирическая тема сна, об интересе к которой художника говорилось выше. Очень верно и проникновенно передает он расслабленное от сна, ставшее особенно мягким, теплым и нежным тельце ребенка, привалившееся к подушке. Изображение исполнено большого, естественного очарования.Мягкой лиричности сюжета соответствует нежная светлая красочная гамма розового платьица девочки и белой подушки, на фоне которых хорошо выделяется головка со смуглым личиком и густыми кудряшками, голые ножки девочки. Контраст теплого тона смуглого личика с холодными тонами подушки делает его особенно нежным и прозрачным. При лиричности трактовки образа и цветовой- гаммы письмо сильное и энергичное, хорошо передающее формы, рельеф тельца ребенка и различие материалов. Свободная непринужденная поза ребенка очень удачно располагает фигуру в пространстве портрета. Крепость и ясность композиции подчеркивается плавным ритмом линий тела и складок подушки. Все это в целом придает натурному этюду характер картинной завершенности, что вполне соответствует законченности самого образа.