Репин Илья Ефимович [1844—1930]
Портрет В.В.Стасова. 1883
-
- Название Портрет В.В.Стасова
- Год создания 1883
- Материал Холст, масло
- Размер 74 x 60
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 466
Описание
Портрет написан в мае 1883 года в два сеанса во время совместного путешествия
и Стасова за границу.Художника и критика связывала близость убеждений и воззрений; их дружба, несмотря на отдельные разногласия и периоды размолвок, длилась всю жизнь. Своего друга
писал много раз. Известны пять живописных портретов Стасова, не считая многих рисунков. Из них наиболее содержательными по характеристике, наиболее «портретными» в собственном смысле слова являются самый ранний (1873), изображающий критика сидящим с закинутой несколько вверх головой в профиль и портрет 1883 года, так называемый «дрезденский».изобразил в нем Стасова уже в пожилом возрасте (59 лет), умудренным житейским опытом мыслителем. Его образ исполнен большого благородства, внутренней силы и вдохновения. Они тем более впечатляют, что отличавшийся сильным открытым темпераментом Стасов изображен здесь внешне очень спокойным. Вся страстность его натуры, весь его душевный пыл, настойчивость и непримиримость, все то, что делало его критиком-публицистом, критиком-бойцом, выражено не во внешних жестах, а именно как внутренние духовные качества. Мы чувствуем их в живой одухотворенности его лица с резкой выразительностью морщины на переносице, складок на щеках, выдающих оратора, и чуть приоткрытого рта.
Портрет исполнен широкими, хорошо лепящими форму и вместе с тем легкими «струящимися» мазками в превосходно сгармонированной серебристой гамме. Свет льется и играет и на лице, и на седой бороде, и на сюртуке Стасова, придавая всему изображению чудесную легкость и светлую жизнерадостность. По общему характеру своего решения этот портрет примыкает к портрету МусоргскогоПортрет композитора М.П.Мусоргского. 1881Холст, масло, 69 х 57Государственная Третьяковская галерея, продолжая то, что было в нем найдено. Стасов здесь также изображен на светлом фоне, четко рисуясь очень выразительным и характерным силуэтом головы и туловища. Сходны и композиционные решения. При динамичности поворота головы туловище занимает всю ширину холста внизу, придавая изображению устойчивость. Таким образом, показ выразительного контура ограничен лишь головой и плечами.
Сам Стасов так писал об этом портрете: «Мне кажется, всякий, сколько-нибудь понимающий художество, найдет в самом портрете следы того воодушевления, того огня, с которым был написан этот портрет. Яркое, весеннее солнце, светившее тогда к нам в комнату, передано на картине, мне кажется, с необычайной правдой».
С этим отзывом нельзя не согласиться. Действительно, и вдохновенность образа, его поэтическая приподнятость при реальной правдивости, и сама живопись портрета, динамическая и темпераментная, свидетельствуют о том подъеме, с которым он писан и сила которого захватывает зрителя.