Щедровский Игнатий Степанович [1815—1871]
Известный рисовальщик и литограф, особенно тяготел к бытовому жанру. Оставил ряд живописных работ — жанровых и пейзажных. Учился И. С. Щедровский в университете в Вильно. Поступить в Петербургскую АХ на казенный счет ему так и не удалось, поэтому в 1833-36 гг. он посещал классы АХ в качестве вольнослушателя.
Тем не менее в 1836 г. получил звание свободного художника, "во внимание к хорошим успехам по части ландшафтной живописи" (позднее, в 1842 г., получил звание академика).
Зарабатывал молодой и бедный художник себе на жизнь литографиями с известных произведений искусства, заказы на которые получал от ОПХ.
В 1839 г. Щедровский выпускает свой первый альбом (36 литографий) на темы из русского народного быта. Художник сделал рисунки, но литографировали их другие мастера. Успех был велик, и это позволило Щедровскому впоследствии повторить альбом еще четыре раза (1845, 1846, 1852, 1855). Но теперь он меняет вертикальный формат первого издания на горизонтальный и делает все литографии сам, причем в цвете, используя черную, голубоватую и красноватую краски.
Работу Щедровского отметил В. Г. Белинский за большую достоверность в передаче городских сцен, типичность лиц и характеров. Наиболее известны листы "Купец и нищие", "Бондари", "Столярная мастерская". Художник в состоянии уловить не только главные внутренние и внешние черты разных типов людей, но даже их характерные движения, походку, сам ритм их жизни. При этом он избегает суеты, многоречивости и лишних деталей. Соответствует такому уровню обобщения и твердый, четкий рисунок.
Сохранились далеко не все живописные работы Щедровского. Не совсем в русле его творчества оказались несколько пейзажей с охотниками, которые напоминают по настроению картины художников венециановской школы. Другие полотна Щедровского - например, "Сбитенщик" (1837), "Чтец на набережной и торговец лимонадом", "Плотники" (обе 1839) - близки по подходу и теме к его литографиям. Скрупулезно и точно, с большим сочувствием к простым труженикам, беднякам Щедровский показывает их повседневную жизнь и занятия, представляя их зрителю как эстетическую ценность.
В сущности, в творчестве Щедровского встречаются старое и новое направление в искусстве, и он счастливо избегает недостатков того и другого. Он разрабатывает бытовой жанр, который будет главенствовать в русской живописи второй половины XIX в., но все изображаемое, в соответствии со своей позднеклассицистической выучкой, обобщает, очищает от случайного, внешнего и суетного. Таким образом достигается равновесие отвлеченного и конкретного. О последних пятнадцати годах жизни художника мало что известно. Похоже, они были во всех отношениях нелегкими.