Серяков Лаврентий Авксентьевич [1824—1881]
Наделенный большим талантом,
Детство и молодые годы будущего художника были безрадостными. Сын крепостного, отданного помещиком в солдаты, он принадлежал к так называемому военному ведомству, то есть был обречен пожизненно тянуть лямку нижнего чина. Спасли природная одаренность и упорный характер.
В 1840 г. он попадает в Петербург: за хороший почерк его переводят писарем в департамент военных поселений. Именно здесь всерьез пристрастился к чтению и рисованию. Мастерски исполненные им рисунки привлекли внимание начальства, и после прохождения небольшого учебного курса юноша был определен топографом.
К занятиям ксилографией обратился самостоятельно. Инструментов для работы у него не было, и самые первые свои гравюры — иллюстрации для книги «Путешествие вокруг света» (1846) — он нарезал обыкновенным перочинным ножом. Работы эти способствовали некоторой известности Серякова в среде издателей и литераторов. Через посредство В.Ф. Одоевского, для которого выполнял план его имения, начинающий гравер познакомился с Н.В. Кукольником. Последний сыграл исключительно важную роль в жизни Серякова, введя его в круг известных художников, писателей и актеров. Именно Кукольник, пораженный тем, что свои прекрасные гравюры Серяков выполняет перочинным ножом, выписал для него специальные инструменты — штихели разной формы. Кукольник же, вопреки воле начальства Серякова, помог юноше получить разрешение посещать занятия в АХ.
Первым настоящим учителем в области гравюры на дереве стал К.К. Клодт, брат знаменитого скульптора, руководитель небольшой граверной мастерской. сблизился и подружился с этой талантливой семьей.
Поддержку оказывали ему также вице-президент АХ и ректор , профессор исторической живописи .
Первая попытка получить звание академика весной 1858 г. оказалась неудачной. Однако просит у Совета АХ разрешения выполнить в качестве новой программы композицию «Несение креста» с одноименной картины дель Пьомбо, а пока предоставить ему возможность поехать в Париж для совершенствования мастерства.
Осенью 1858 г. уезжает во Францию. В Россию он возвратился через шесть лет, посетив помимо Франции Швейцарию, Италию и Германию. Приехал не только блестящим мастером, но и европейской знаменитостью. Его работы в большом количестве публиковал один из старейших французских иллюстрированных журналов «Magazine Pittoresque». В 1859-60 гг. в Париже вышла «История Франции» П. Шартона, для которой награвировал ряд портретов.
В октябре 1864 г., после показа на академической выставке портретных гравюр, выполненных за границей, был удостоен звания академика.
Во второй половине 1860-х гг. художник увлеченно переводит в ксилографии портретные работы Д.Г. Левицкого. Своего рода шедевром стало выполненное им изображение А.Ф. Кокоринова, за что в 1869 г. он был удостоен премии ОПХ.
К этому времени вокруг а уже начала формироваться группа учеников, складывалась целая школа мастеров ксилографии. С января 1865 года преподавал гравюру в Рисовальной школе при ОПХ, а позднее — в ЦУТР. Среди воспитанных им граверов наиболее талантливыми были А.И. Зубчанинов, , , Н.А. Браун, а любимыми учениками — П.Ф. Борисов и .
За годы творчества выполнил вместе с учениками до 900 гравюр. Сверх этого до 500 гравюр имели собственную подпись мастера. К числу наиболее значительных его работ относятся репродукции для журналов «Всемирная иллюстрация» и «Нива», с которыми Серяков начал сотрудничать с 1869 г., а также 30 портретов русских исторических деятелей (совместно с И.И. Пановым) для издания «Отечественная история» (1873-80), цикл из 56 портретов, прилагавшийся к номерам журнала «Русская старина» в период 1870-81 гг., замечательные гравюры для книги «Павловск. Очерк истории и описание. 1777—1877», уникального издания большого формата со множеством иллюстраций, виньеток, инициалов.
После 1880 года здоровье художника, подорванное интенсивным трудом, резко ухудшилось. По совету врачей он уехал в горы близ Ниццы. Но и здесь, смертельно больной, не перестает работать. Он начинает гравировать портрет историка С.М. Соловьева, однако не успевает довести труд до конца.