Шубин Федор Иванович [1740—1805]
Во второй половине XVIII столетия русская скульптура завоевала виднейшее место среди других видов изобразительного искусства. В предшествующие десятилетия мастера ваяния в значительной степени подчиняли свою деятельность декоративным целям. Теперь положение дела коренным образом изменилось. Содержание пластики приобретает все большую идейную значительность. Наряду со сложным по теме и ее пластической разработке рельефом широкое развитие приобретают статуя и портретный бюст как самостоятельные виды скульптуры.
Расцвет портретного искусства во второй половине XVIII века был явлением, присущим не только живописи, но и скульптуре.
Говоря о высших достижениях портретного искусства XVIII века, одним из первых следует назвать величайшего русского скульптора-портретиста Федота Ивановича Шубина (1740—1805). В то время как остальные выдающиеся русские скульпторы второй половины XVIII века работали в области портретной скульптуры лишь эпизодически, в творчестве Шубина портрет занимал доминирующее положение.
Шубин родился в семье «черносошного» крестьянина, в рыбацком поселке близ города Холмогор. Занимаясь, как и его односельчане, рыбной ловлей на Белом море, он, видимо, с юных лет овладел традиционным для района Холмогор косторезным мастерством. В 1759 году Шубной (Шубиным он стал именоваться уже после того как стал, учеником Академии) покидает родные места и направляется в Петербург, следуя примеру своего великого земляка и по некоторым сведениям, возможно, родственника Ломоносова. В Петербурге Шубин продолжал работать как резчик по кости и перламутру. Видимо, Ломоносов занялся судьбой будущего скульптора и помог ему: Шубин был определен во дворец истопником, а оттуда письмом куратора Академии художеств Шувалова (с которым Ломоносов был очень близок) его «истребовали» в Академию, где он и проучился с 1761 по 1766 год.
Выходец из среды мастеров народного искусства, Шубин пришел в Академию будучи уже художником; академические же занятия выковали из него замечательного мастера скульптуры. Большая золотая медаль за выполненную в рельефе композицию «Убийство Аскольда и Дира» дала Шубину право на заграничную пенсионерскую поездку. Три года он работал в Париже, затем два года в Риме, в городе, который в эти годы — годы начального становления классицизма, был центром притяжения воспитанников всех национальных академий. Шубину довелось побывать и на раскопках в Помпеях и Геркулануме. В 1773 году он вернулся в Петербург, на возвратном пути пробыв некоторое время в Лондоне.
Еще в период пребывания за границей Шубин исполнил из мрамора погрудный рельефный портрет И.И. Шувалова (1771, Третьяковская галлерея).
Уже первое произведение Шубина, исполненное после прибытия на родину, — бюст А. М. Голицына (гипс, 1773, Русский музей; мрамор, 1775, Третьяковская галлерея) — показало, какого масштаба художник в лице Шубина вступил в русское искусство. В этом произведении ярко обнаруживалась замечательная одаренность Шубина именно как мастера портрета. Многогранность раскрытия образа человека свидетельствовала, что именно портрет является жанром, в котором Шубину предстояло развернуть свое блестящее дарование.
Не ограничиваясь передачей внешних черт моделей, скульптор становится на путь глубокого проникновения в их внутренний мир. Чувство превосходства над окружающими, пресыщенность жизненными благами, светская изысканность манер и нотки скептицизма в восприятии действительности — о всех этих чертах личности Голицына и говорит шубинский бюст.
известен и как создатель многих бронзовых изваяний. Но полностью выразил он себя именно в работах, выполненных в мраморе. В обработке мрамора Шубин проявлял исключительное мастерство, находя различные, всегда убедительные приемы для передачи тяжелых и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей причесок и париков и, конечно, прежде всего человеческого лица — мужского или женского, юного или старческого, дряблого, холеного или грубовато-жесткого, — в зависимости от того, какая модель представала перед скульптором. Поражающую жизненную трепетность шубинских образов прекрасно ощущали его современники. Недаром на памятнике, воздвигнутом над могилой мастера, о Шубине говорится:
«И под его рукою мрамор дышит...».
А.М. ГолицынаПортрет А. М. Голицына. 1775Мрамор, 69 х 58 х 40Государственная Третьяковская галерея, одно из самых блестящих произведений Шубина (1775, гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ). Облик образованного вельможи, в котором тонкий ум сочетается со светской изысканностью, а чувство превосходства над окружающими с усталостью стареющего человека, показан проникновенно и выразительно. Великолепно передано струящееся движение складок одежды, которые будто повинуются поворчу головы и плеч и в то же время оттеняют его. Мрамор поистине "дышит" под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина. Эта работа заслужила похвалу Фальконе. 4 сентября 1774 года Академия художеств, нарушив устав, согласно которому звание академика полагается только за произведения исторического или мифологического жанра, присуждает его за портретный бюст императрицы. Такое исключение стало возможным потому, что было известно о благоволении к скульптору и придворной знати и самой Екатерины II. В 70-е годы мастер создал очень много портретов, при этом работал быстро: не менее одного бюста в месяц. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы. Однако неистощимая наблюдательность и проницательность помогли скульптору не повторяться, находить новые решения, идущие не от внешних признаков, а от внутреннего содержания модели. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга. За внешней грацией и изяществом придворной дамы М. Р. Паниной(середина 1770-х, ГТГ) проскальзывают холодность, властность и высокомерие; знаменитый полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский (1777, ГРМ) изображен в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. Более того — скульптор сумел выявить в нем черты сильной и значительной натуры. Совсем иной характер раскрыт в портрете В. Г. Орлова (1778, ГТГ). Аристократическая осанка, пышная драпировка — вся импозантность внешнего вида получила под рукой скульптора оттенок иронии. Тупое, наглое лицо бездарного человека, возглавившего Академию наук исключительно благодаря родственным связям, запечатлено с беспощадной правдивостью. Прост и строг по композиции бюст богатого промышленника И. С. Барышникова (1778, ГТГ). В этом представителе нарождающейся буржуазии видит умного и расчетливого дельца; блестяще слиты воедино индивидуальные и социальные черты. Взволнованностью, романтическим настроением поражает портрет статс-секретаря Екатерины II П. В. Завадского (середина 1770-х,. ГТГ). Такому восприятию образа способствует и пластическая трактовка формы — темпераментная быстрая лепка. Сокровенные движения души раскрывает скульптор в удивительно поэтическом облике молодого человека — "Портрет неизвестного"(середина 1770-х, ГТГ). Спокойная композиция, мягкая моделировка помогают ощутить состояние глубокой задумчивости портретируемого. В середине 70-х годов (1774—1775) был выполнен большой, весьма своеобразный цикл исторических портретов. Это— пятьдесят восемь мраморных рельефных бюстов, сделанных для Чесменского дворца, строившегося архитектором Фельтеном в окрестностях Петербурга в ознаменование одной из выдающихся побед русского флота. Позднее рельефы были переданы в Оружейную палату Московского Кремля. Серия заключенных в овалы изображений представляет собой галлерею великих князей, парей и императоров, начиная от легендарного Рюрика и кончая Елизаветой Петровной. Наименее интересны портреты правителей из дома Романовых; здесь скульптор был связан официальными иконографическими материалами. В большинстве же своих «исторических портретов» свободно следовал за своей творческой фантазией, трактуя создаваемые им образы как образы в первую очередь воинов. Именно так показаны Александр Невский, Дмитрий Донской, Мстислав Удалой, Иван Грозный и многие другие. Уроженец побережья Белого моря, где в течение столетий бытовали созданные народом былины, где с детства художник был окружен образами, порожденными поэтическим и изобразительным фольклором, представил этих князей и царей богатырями древних сказаний, сильными, крепкими, бородатыми, похожими на тех простых, мужественных людей, среди которых провел свои юные годы сам художник.
был мастером именно бюста. Никогда не повторяясь в своих решениях, он всякий раз находил и своеобразную композицию и особый ритмический рисунок, идущий не от внешнего приема, а от содержания изображаемого человека. С тонким искусством развертывает свои образы в пространстве, как бы приглашая зрителя обойти бюст кругом и с каждой новой точки зрения воспринять все новые черты внешнего и внутреннего облика модели. работает много и быстро, никогда не повторяясь и не впадая в шаблон. Психологическая проницательность Шубина с особенной силой раскрылась в работах последнего периода. С увлечением лепит он портрет своего великого земляка Ломоносова (1792), подчеркивая в его облике черты бесстрашного пытливого ума, энергии, душевной широты. Скульптор далек в этом произведении от какой-либо парадности и официозности. Образ Ломоносова глубоко демократичен. Необычайно выразителен по остроте и беспощадности характеристики созданный скульптором в 1798 г. бюст А.А. Безбородко, секретаря Екатерины II, человека умного, властного, жестокого и сластолюбивого. Напряженно работая над портретами, Шубин находил время и для монументально-декоративной скульптуры. В 1774-1775 гг. для Чесменского дворца под Петербургом он выполнил 58 мраморных медальонов с изображениями русских князей и царей, затем создает несколько аллегорических статуй и рельефов для строившегося в Петербурге Мраморного дворца. Позднее участвует в украшении Троицкого собора Александро-Невской лавры, а в 1789-1790 гг. исполняет для Таврического дворца парадную статую Екатерины II – законодательницы. Творчество – одна из вершин русской и мировой реалистической скульптуры. Его лучшие традиции были восприняты целой плеядой крупнейших русских мастеров – Козловским, Мартосом и скульпторами XIX века. родился в Архангельской губернии, в рыбацком поселке близ Холмогор. Отец его, Иван Афанасьевич Шубной, свободный крестьянин, знал грамоту и был первым учителем М. В. Ломоносова. В семье Шубиных занимались рыбным промыслом, хлебопашеством, резьбой по кости и перламутру. Зимой 1759 года, после смерти отца, Федот Шубной по примеру своего великого земляка отправился с рыбным обозом в столицу. Два года юноша резал табакерки, веера, гребни, безделушки, которые охотно покупали в Петербурге. В ноябре 1761 года, покровительствуемый М. В. Ломоносовым и первым попечителем Академии художеств И. И. Шуваловым, Федот Шубной был внесен в списки учеников под именем Федота . учился настойчиво и не раз удостаивался похвалы и наград. В июне 1766 года за барельеф "Убиение Аскольда и Дира" ему были вручены Большая золотая медаль и "Аттестат со шпагою", что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Академические работы , к которым относятся также жанровые статуэтка "Валдайка с баранками" и "Орешница с орехами", до нас не дошли. За "хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение" Шубин с группой пенсионеров в мае 1767 года едет в Париж. Там их опекал русский посол Д. А. Голицын, человек просвещенный и передовой, меценат, большой знаток искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, определили в мастерскую к скульптору Ж.Б. Пигалю, известному не только как создатель аллегорических и мифологических композиций, но и как автор ряда реалистических портретных бюстов. Работая у него, копирует произведения современных французских скульпторов и античные статуи, лепит барельефы с картин Рафаэля и Пуссена. Но особенно много Пигаль заставляет своего ученика работать с натуры. Вечерами посещал натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывал в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. "... Ни единого в Париже места примечательного и достойного, касающегося для нас, не пропускаем и употребляем старание в приращении разума", — писал он в Петербург. После трехлетнего пребывания в Париже, в конце 1770 года с разрешения Академии едет в Рим. В следующем году он создает портреты И. И. Шувалова (1771, ГТГ) и его племянника Ф.Н. Голицына (1771, ГТГ). Удачным оказался и мраморный бюст Екатерины II, несмотря на то, что эта работа была исполнена не с натуры. Тогда же фавориты императрицы — Алексей и Федор Орловы — заказывают свои портреты. Эти произведения отличаются особой сдержанностью и реалистическими тенденциями в трактовке образов. В 1772 году во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые старейшая в Европе Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Летом 1773 года, перед возвращением в Петербург, вместе с Демидовыми совершил еще одно путешествие — в Лондон. Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князяПроизведения эти исполнены в приемах, приближающихся к технике декоративной скульптуры, что вполне естественно для работ, являющихся частью большого архитектурно-скульптурного комплекса и рассчитанных на рассмотрение издали. В следующее десятилетие Шубин выполняет многочисленные заказы на декоративные работы: статуи и рельеф для Мраморного дворца, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры, мраморный мавзолей генерал-лейтенанту П. М. Голицыну. Последней декоративной работой Шубина была статуя Пандорыдля большого каскада, созданная в связи с заменой обветшавших свинцовых скульптур Петергофа. Прообразом для нее послужила "Купальщица" Фальконе, которую Шубин копировал в Париже. Из портретных работ 80-х годов заслуживают внимание бюсты П. Б. Шереметева (1783, Кусково), генерала И. И. Михельсона (1785, ГРМ), медальон с профильным изображением Екатерины II и ее скульптурный бюст (1783, ГРМ). Обособленно стоит в творчестве
статуя "Екатерина II — законодательница" (1789—1790, ГРМ). Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась "низшим жанром". Со временем интерес к угасает. Выполненные без прикрас, портреты все меньше нравятся великосветской публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Меньше становится заказов, падает и оплата. Художник вынужден обратиться к Г. А. Потемкину, и тот ходатайствует перед президентом Академии художеств И. И. Бецким о зачислении на должность адъюнкт профессора в скульптурный класс. От себя скульптор тоже подает прошение в Совет Академии и просит предоставить ему платную должность. Оба письма остаются без ответа. Тогда в 1792 году Шубин обращается к Екатерине: "Всемилостивейшая Государыня, нахожусь в умалении здоровья и необходимости просить о помощи..." Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей. Но Шубин не перестает работать. Произведения, относящиеся к 1790-м годам, свидетельствуют о способностях скульптора глубоко и полно раскрывать характер человека. Многогранны созданные им образы: суховатый старый вояка адмирал В. Я. Чичагов(1791, ГРМ), добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ), пустой, самовлюбленный красавец Платон Зубов (1796, ГТГ), педантичный И. И. Бецкой (1790-е, ГТГ), тупой и чванливый петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792, ГРМ) и др. В 1792 году Шубин по памяти создает портрет М. В. Ломоносова(ГРМ). В отличие от других, этот портрет глубоко демократичен, прост но композиции и трактовке формы, насыщен глубокой интеллектуальностью. и нем нет никаких элементов парадности и официальности. Шедевром портретного искусства является бюст Павла I(1797, мрамор, ГРМ). Шубин раскрывает в нем всю сложность образа: надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась. С каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее. В 1797 г. он обращается за помощью к Павлу, а через год подает прошение Академии с просьбой "не оставить дачею хотя одной казенной квартиры с дровами и свечами". Но и это осталось без внимания. Шубину не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 году сгорели его дом и мастерская с работами, которые там находились.По возвращении из-за границы Шубин в течение короткого времени был признанной художественной величиной. Но жизненная правдивость создававшихся им образов не позволила скульптору долго удерживать это положение в помещичье-крепостническом обществе. Уже в 1789 году скульптор вынужден был писать президенту Академии художеств: «... воистину не имею чем содержаться... будучи без жалованья и без работы...». Последний период жизни и творческой деятельности Шубина прошел в обстановке острой материальной нужды и очень ощутимых ударов по его чувству собственного достоинства.
Всепобеждающая сила таланта, захватывающая жизненность созданных образов, ярко выраженный новаторский характер деятельности Шубина, с такой убедительностью обнаруживаемая исторически прогрессивная идейная основа, питавшая его творчество, позволяют отнести произведения великого русского скульптора к числу высочайших достижений русской художественной культуры XVIII столетия.