Суриков Василий Иванович [1848—1916]
Утро стрелецкой казни. 1881
-
- Название Утро стрелецкой казни
- Год создания 1881
- Материал Холст, масло
- Размер 218 x 379
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 127
Описание
В этом произведении художник показал трагический финал последнего стрелецкого бунта.
Стрельцы, старое допетровское войско, были в массе своей мелкими торговцами и ремесленниками, получавшими за военную службу, кроме денежного жалования и натурального довольствия, земельные участки и ряд льгот и привилегий в торговле. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле, и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Ущемленные в своих экономических интересах новыми порядками, стрельцы неоднократно восстают против власти и проводимых ею реформ. Стрелецкие бунты находят отклик среди народа, как протест против власти, усиливающей закрепощение и гнет. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. Но это приводит лишь к новому бунту 1698 года, когда стрельцы решили свергнуть Петра и возвести на престол его сестру, царевну Софью. Этот последний стрелецкий бунт был подавлен с исключительной жестокостью — тысячи стрельцов пошли на плаху и виселицу, остальные были разосланы по окраинам, и Стрелецкое войско было уничтожено.
Взяв сюжетом своей картины казнь стрельцов,
не показал самой казни. Ему были чужды жестокие мелодраматические эффекты — ручьи крови и посиневшие головы повешенных. Столкновение двух миров, страшную народную трагедию, — вот что стремился передать .На Красной площади, друг против друга, две толпы, два непримиримых лагеря: народ — смятенная старая Русь, и власть — новая Русь, возглавляемая Петром. Последние минуты перед неотвратимой казнью. Стрельцов, приготовившихся к смерти, одетых в чистые белые рубахи е погребальными свечами в руках, привезли на телегах к месту казни. Казнь сейчас начнется; первого осужденного уже повели к виселице. Страшную народную драму художник раскрывает прежде всего через душевное состояние изображенных, через то, как каждый приговоренный переживает свою последнюю предсмертную минуту, через отчаяние и бессильные слезы тех, кто их провожает, кто е ними прощается. Слева — рыжебородый стрелец в красном заломленном колпаке; руки связаны, ноги забиты в колодки; но он не покорился. Как нож, с которым готов броситься на врага, сжимает он свечу с взметнувшимся языком пламени. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. И как бы отвечая ему, Петр посылает толпе стрельцов взгляд, полный ярости и непримиримой вражды. Мрачно озираясь вокруг, исподлобья, взглядом затравленного зверя смотрит чернобородый стрелец в красном накинутом кафтане, подавляя, но тая в себе великий гнев убежденного в своей правоте бунтаря. Но сила других уже сломлена. Ужас грядущей казни помутил сознание седого стрельца: его взгляд безумен, ои не видит припавших к нему детей; не сознавая разжал он руку, из которой солдат вырывает у него свечу. Смиренно склонился перед судьбой поднявшийся на телеге стрелец, чтобы проститься с народом; его как бы безжизненное тело, его как бы сломившаяся голова жутко напоминают об ожидающей его участи.
Тяжело упала голова на грудь, бессильно опустились руки кряжистого стрельца, которого солдаты поволокли к виселице; брошен на землю ненужный кафтан и колпак; чуть тлеет фитилек выпавшей из рук свечи; свеча потухла — жизнь оборвалась. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена, из груди которой рвется вопль отчаяния, или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха — великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Она не в силах понять происходящего вокруг, как бы смотря прямо на зрителя и призывая его к сочувствию и гневному протесту. Ее красный платочек выделяется среди темной толпы так же, как выделился среди слитного гула площади ее звонкий детский голосок.
Но не только путем передачи душевного состояния изображенных средствами выразительности человеческого лица и фигуры достигает
трагического впечатления. Все средства живописца подчиняет он и заставляет служить раскрытию своего идейного замысла. Источником настроения является и тяжелый темный колорит картины, оправданный самим выбором момента: раннее утро после дождливой осенней ночи, когда лишь посветлел восток, когда еще не рассеялся над площадью холодный лиловатый туман. В утренних сумерках среди темной толпы выделяются белые рубахи осужденных; мерцающие огоньки зажженных свечей бросают на них тревожные отсветы.В соответствии с основной мыслью художника, внутреннеобъединенная композиция как бы распадается на две неравных части — народ и власть; их соединяет лишь перекладина виселицы. Виселицы — психологический и композиционный узел картины; там
помещает и точку схода. К виселицам снова и снова возвращается взгляд зрителя: туда повели стрельца; туда направлены линии кремлевских стен, колея дороги; там сойдутся линии позорной черной доски; туда приведет линия лобного места и т. д., и т. д. Мастерство композиции обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы.Наконец, внутренней характеристике двух лагерей служит и линейный ритм: кривым и спутанным линиям смятенной старой Руси соответствует беспокойная кривизна очертаний «Василия блаженного»; сдержанности враждебного лагеря — холодность прямых линий кремлевских стен.
Так, глубоко правдиво и с горячей любовью показал
трагедию борьбы народных масс, в отчаянии пытавшихся повернуть вспять колесо истории.Созданию «Стрельцов» предшествовала большая подготовительная работа; об этом свидетельствует ряд сохранившихся этюдов. К сожалению, не дошло ни одного эскиза.
В год окончания «Стрельцов» Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея», но тотчас же приступить к созданию второй грандиозной эпопеи он, очевидно, не смог. Работа была временно отложена для осуществления нового художественного замысла — «МеншиковаМеншиков в Березове. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея».
сделал и первый эскиз «