Светославский Сергей Иванович [1857—1931]

(24.09(06.10).1857–19.09.1931)
Писал лирические виды (преимущественно сельской природы), нередко обогащая их жанровыми или анималистическими сценками и разрабатывая проблемы освещения с любовью к тонким колористическими эффектам («К весне», 1887, Третьяковская галерея, «Вечер в степи», 1905, Музей украинского изобразительного искусства Украины, Киев). Обращался также к городского пейзажу («Москва. Василий Блаженный», 1893, Музей украинского изобразительного искусства Украины, Киев). Он не стремится показать парадные виды больших городов — напротив, его дворики сознательно заурядны, часто несут чувство сострадания к неустроенности человеческой, городской жизни. Родился в Киеве в дворянской семье, жил и умер в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1874–1882) у А.К. Саврасова Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан...., В.Г Перова Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы...., В.Д. Поленова Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., но вышел раньше окончания курса, со званием учителя рисования. Первую же его работу «Из окна Московского училища живописи» (1878) приобрел П.М. Третьяков. Она положила начало циклу картин, написанных будто из окна того или иного здания в Москве и Киеве: «Дворик» (1884), «Постоялый двор в Москве» (1892). С 1884 г. участник выставок Товарищества передвижных художественных выставок, член Товарищества с 1891 г. Совершал длительные путешествия по Украине, Кавказу, бывал в Средней Азии, создавая по результатам поездок картины, несущие своеобразие окраин тогда еще Российской империи. К сожалению, болезнь глаз наложила с начала 1920-х гг. табу на работу художника. Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Музее украинского изобразительного искусства Украины (Киев) и других музеях и частных собраниях.