Васильев Федор Александрович [1850—1873]
Русский пейзажист. Не только живописец, но и выдающийся рисовальщик. Родился в Гатчине недалеко от Петербурга, был добрачным сыном бедного чиновника и считался незаконнорожденным. На первом году жизни переехал с родителями в Петербург. Очень рано обнаружил художественные способности. С детского возраста вынужден был зарабатывать — разбирал корреспонденцию на почте и т.п. Был, по-видимому, и помощником у реставратора Академии художеств П.К. Соколова.
Не позднее 1863 года поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников и проучился там до 1867 года. Огромное значение в духовной жизни Васильева имела встреча с И.Н. Крамским, положившая начало их большой дружбе.
Васильев — частый посетитель организованной Крамским Петербургской артели художников. Благотворным для молодого художника было и знакомство с И.И. Шишкиным, ставшим его истинным учителем. Так, лето и осень 1867 года Васильев провел с Шишкиным на острове Валааме, сделав множество рисунков и этюдов. По валаамским впечатлениям написана, в частности, картина "В церковной ограде" (1867, ГРМ). В этом же году исполнен и пейзаж "После дождя" (1867, ГТГ), живопись которого отмечена уже не просто технической грамотностью, но тонкостью и свежестью, стремлением художника к адекватной передаче эмоционального восприятия природы (Заброшенная мельница). 1867 год можно считать первым в самостоятельном творчестве и художественных поисках Васильева. Лето 1869 года он прожил в Тамбовской и Харьковской губерниях - в имениях П. С. Строганова Знаменское и Хотень. К этому периоду относятся картины "Деревня" (ГРМ) - наиболее социальная по содержанию в творчестве Васильева этих лет - и "После дождя. Проселок" (1869, ГРМ).
В период подготовки к созданию Товарищества передвижных художественных выставок Васильев поставил свою подпись под письмом московских художников об организации первой передвижной выставки (1869). Летом 1870 года он вместе с И.Е. Репиным, начавшим работу над "Бурлаками", его младшим братом В.Е. Репиным и художником Е.К. Макаровым совершил путешествие по Волге (Ствол старого дуба). Множество первоклассных рисунков, вызвавших восхищение Репина, — результат этой поездки. "Вид на Волге. Барки" (1870, ГРМ) — произведение, обобщающее впечатления художника от великой русской реки.
В 1871 году исполнена одна из кардинальных работ Васильева "Оттепель" (ГТГ, авторское повторение — ГРМ). Сильное эмоциональное воздействие этой картины на современников было обусловлено единым восприятием русской сельской природы и нищеты народной жизни, тонко переданных художником. В ту же зиму Васильев поступил в Академию художеств, что освобождало его от рекрутской повинности, но уже весной признаки туберкулеза вынудили его выехать из Петербурга — сначала в Харьковскую губернию, затем в Крым.
Южная природа поначалу была чужда Васильеву, но постепенно он понял и полюбил ее. Наиболее значительная его картина, посвященная Крыму, — пейзаж "В Крымских горах" (1873, ГТГ), сочетающий эпическое и глубоко поэтическое начала.
В Ялте художник прожил последние два года своей жизни. Тоскуя по родным местам, он написал здесь "Мокрый луг" (1872, ГТГ), "Заброшенную мельницу" (1872-1873, ГТГ), "Болото в лесу. Осень" (не окончено, 1873, ГРМ).
Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения".
Современники называли безвременно погибшего от чахотки художника "гениальным юношей". И эта оценка выдержала испытание временем.