Веревкина Марианна Владимировна [1860—1938]
Родилась в Туле в семье крупного военачальника и государственного деятеля В.Н. Верёвкина, бабушка художницы была известная писательница А.М. Дараган. Марианна Веревкина получила классическое художественное образование. В 1872-1876 училась в вильнюсской женской гимназии, затем в московском училище живописи, скульптуры и архитектуры. С 1885 жила в Петербурге и брала частные уроки у
. Илья Ефимович сравнивал ее работы с работами Рембрандта. В мастерской великого передвижника в 1892 году М.Веревкина познакомилась с , который впоследствии стал её возлюбленным, другом и творческим сподвижником. Работы этого периода написаны в реалистических традициях. Однажды она случайным выстрелом на охоте прострелила себе правую руку. Ладонь так и осталась недееспособной на всю жизнь, и художница научилась писать левой рукой.
В 1896 Веревкина с
В 1914 году во время Первой мировой войны М.Веревкина и
спешно покинули Мюнхен, бросив свои картины и записи. Художники бежали в Швейцарию, сначала в Пен-Прё и в Цюрих, а в 1918 году осели на юге страны, в Асконе, где в период между двумя войнами нашли прибежище философы, писатели, поэты, художники из разных стран. М.Веревкина стала одной из знаковых фигур культурной жизни этого города. В 1921 году Марианна Веревкина рассталась с Алексеем Явленским. « С сегодняшнего дня начинается новая жизнь. Я совершенно одна. Вокруг меня – природа, во мне – мое искусство, далеко от меня – мой брат, надо мной – Бог, а позади – полтора года ужасной борьбы <…>» . Веревкина в трудной финансовой ситуации; она зарабатывает рисованием открыток, получает небольшое пособие от Красного Креста.Разрыв с Явленским знаменовал для Марианны начало новой творческой жизни, выход из под влияния мужа, а так же отход от того круга, в котором Веревкина играла только лишь роль теоретика. Веревкина обретает независимость, внутреннее равновесие, возрождается, как художница. Вместе с местными художниками в Асконе она организовала группу "Большая медведица". Однако художница мучительно переживала разрыв с
, что отразилось в ее произведениях этого периода. Веревкина воплощает свою месть в образе Саломеи, отрубающей голову Иоанна Крестителя. В многочисленных эскизах и зарисовках, сделанных после 1922 года, проступают черты Саломеи и другого образа – Ангела мщения.В 1922 году она основала в Асконе Музей современного искусства, подарив музею собрание своих работ и попросив всех знакомых художников принести в дар по одной своей работе. Позднее там основали Фонд М.Верёвкиной; там хранятся и работы ее друзей –
, П.Клее, К.Амьет.