Явленский Алексей Георгиевич [1864—1941]
А. Явленский - потомок графов Ростопчиных. Окончил 3-е Александровское военное училище. Служил в Кронштадтском крепостном батальоне, одновременно учился в Академии художеств. Работы тех лет выполнены в классической реалистической манере. В мастерской
Явленский познакомился со своей будущей творческой сподвижницей и спутницей жизни художницей . Будучи сама прекрасной рисовальщицей и интересным сложившимся художником, на долгих 10 лет оставила живопись и посвятила себя развитию таланта супруга.В 1896 г. А. Явленский вышел в отставку в чине штабс-капитана и уехал в Мюнхен из-за разразившейся Первой мировой войны, благо супруга
обрела к тому времени финансовую независимость, получив большое наследство и пенсию за скончавшегося отца. С ними переехала 11-летняя Елена Незнакомова, воспитанница .Вся последующая творческая жизнь Явленского прошла в Германии. Всвязи с этим фон Явленский вошел в историю искусства двух стран и считается как немецким, так и русским художником.
Приехав в Мюнхен, Явленский учился в художественной школе Антона Ашбе, где на тот момент уже учились
и . В Мюнхен в то же время переехали , , , Александр Зальцманн и . К собственной живописной манере и стилю Алексей Явленский пришел в процессе творческого поиска и эксперимента.
Начиная с 1902-1903 годов Явленский полностью отходит от академической традиции. В 1905-1907 годах в работах А.Явленского проступают черты фовизма, влияние которого проходит через всё творчество художника. Прочие современные тенденции — экспрессионизм, конструктивизм и абстрактное искусство так же коснулись художника, однако он всегда сохранял своё собственное неповторимое лицо, впитывая всё лучшее из этих течений. ...«его приближение к беспредметности, — писал М. Герман, — останавливается едва ли на последней грани». Абстракционистом в полном значении этого понятия Явленский не был.
Мюнхенский период был счастливым для художника: он много писал и выставлялся, его картины пользовались успехом и покупались. Дом Явленского и часто посещали друзья. В Мурнау, где Кандинские и Явленские жили по соседству, общение их было особенно близким.
Большое значение для становления личности художника стала встреча с художником Э. Веркаде, другом Поля Гогена, ставшим впоследствии монахом монастыря в Бейроне. Беседы о сопричастности искусства божественному, об утверждении светоносного бронзания новейшими средствами живописи в новом веке сыграли важнейшую роль во внутренних исканиях Явленского. Отражением этих исканий являются его работы 1911 г., полыхающие открытыми красками в чрезвычайно резких сочетаниях. Вместе с Явленский организовал мюнхенское Новое художественное общество, а в 1912-13 гг. вошел в группу "Синий всадник".
В 1921 г. художник поселился в Висбадене. Вместе с , П. Клее и Л. Фейнингером Явленский создает в 1924 г. объединение "Синяя четверка", просуществовавшее совсем недолго. Синий цвет для членов объединения символизировал духовное прозрение, область высокой человеческой мечты и свободы.
В то время в личной жизни художника произошли большие перемены. Ещё в 1902 году юная воспитанница Елена родила ему сына Андрея. Официально он считался племянником художника. Наконец отец захотел жениться на Елене Незнакомовой и узаконить сына, порвав с Марианной. После 30 лет совместной жизни пути Явленского и разошлись. Она осталась в Асконе, в Швейцарии, где прожила последние 17 лет и там же была похоронена. Явленский же с Еленой переехали в Висбаден, обвенчались и прожили в этом городе 20 лет, до кончины художника.
По возвращении в Германию из швейцарской иммиграции Алексей Явленский почувствовал первые признаки тяжелейшего заболевания - паралича. С 1929 года у художника парализовало руки и коленные суставы. Именно в этот тяжелый период появляется серия "Медитации" - вершина всего творчества Алексея Явленского.
Последнее десятилетие жизни художника - важнейшее в его творческом и духовном пути — отмечено драматическими событиями. Последние годы — важнейшие в творчестве художника. Пришедшие к власти нацисты конфисковали все работы художника и запретили участвовать в выставках. Давало о себе знать здоровье. Художник не мог уже свободно владеть правой рукой и, ухватив ею кисть, направлял её левой. Тем не менее, не рассчитывая выставлять свои работы, он продолжал творить. Он работал в экстазе, со слезами на глазах. Немецкие друзья художника называли его "Иваном Карамазовым".
А.Г. Явленский умер в возрасте 76 лет и похоронен на русском кладбище в Висбадене. Над могилой крест из белого мрамора с надписью «Да будет воля Твоя». Ниже, на постаменте — имена и даты жизни Алексея и Елены Явленских.
Архив А.Г. Явленского находится в Швейцарии в городе Локарно. Здесь его внучки Лючия и Ангелика подготовили и издали в 1990 году четырёхтомный каталог художественного наследия художника.
В Висбадене учреждена художественная премия имени А.Г. Явленского; одна из гимназий носит его имя; есть улица –Jawlenskystraße. На стене дома, где он жил (Bethovenstrasse 9), установлена памятная доска.