Серов Валентин Александрович [1865—1911]
Занавес к балету «Шехерезада». 1911
-
- Название Занавес к балету «Шехерезада»
- Год создания 1911
- Материал Холст, клеевые краски, смешанная техника
- Размер 554 х 810
- Собрание Частная коллекция
- Все работы коллекции Всего: 4270
Описание
«Шехеразада» — одна из самых успешных постановок Русских сезонов СП. Дягилева в 1910. «Так много вложено в эти танцы истинной красоты... красоты-одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что... видишь и ощущаешь близость востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи», — писал В. А. Серов в редакцию газеты «Речь» (пит. по: Бенуа. Т. 2. С. 701).
Художник был настолько впечатлен балетом, что заключил соглашение с СП. Дягилевым исполнить занавес к уже идущему спектаклю. В поисках художественного решения этой своеобразной «увертюры» к спектаклю Серов проделал большую исследовательскую работу по изучению восточных миниатюр во всех доступных ему собраниях. В росписи огромного полотна (см. кат. 199) ему помогали Н.Я. и И.О. Ефимовы. В качестве мастерской было арендовано помещение бывшей церкви (Ла Шапель) при монастыре Сакре-Кёр в Париже (ныне Музей Родена). За несколько недель, работая по 12 часов, Серов и Ефимовы успели исполнить к сроку грандиозное полотно. «Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Говорят не плохо господа художники как наши, так и французские некоторые. Немножко суховато, но не неблагородно в отличие от бакстовской сладкой роскоши», — сдержанно описывал свой успех В.А. Серов в письме к И.С. Остроухову (Серов в переписке. Т. 2. С. 298-299). Занавес вызвал особое внимание у зрителей «Шехеразады», неоднократно удостаивался «специальных аплодисментов».
Как свидетельствует Н.Я. Симонович-Ефимова, «занавеса этого в России не видели, а между тем эскиз не дает о нем понятия, потому что впечатление от него — оригинальное, собственно, исключительное — связано сего размерами. <...> Четкость и божественная правда миниатюры <...> — это нечто невиданное, и это зрелище великолепно. Безо всякой размазанности, которая почти неизбежна при перенесении вещи с маленького размера на большой. Четкость инкрустации» (Оимонович-Ефг/мова. С. 123).