Сомов Константин Андреевич [1869—1939]
Свидание. 1918
-
- Название Свидание
- Год создания 1918
- Материал Холст, масло
- Размер 27 х 22
- Собрание Частное собрание
- Все работы коллекции Всего: 2260
Описание
“Арлекин и дама” - мотив, пронизанный пикантной, фривольной атмосферой маскарада галантной эпохи, итальянская комедия дель арте и fin de siècle - это одна из самых захватывающих тем в репертуаре Константина Сомова. Маленький холст "Свидание" является продолжением этой темы, за которую художника так полюбили современники и последующие поколения.
" Его retrospectiveness, - писал поэт Михаил Кузмин, - это больше, чем просто исторические иллюстрации любимой эпохи: важный метафизический элемент постоянно присутствует в его работе. Тоска, вечное повторение... беспокойство, ирония, театральность мира. Комедия, эротика, страх за любезной улыбкой - в этом и заключается суть сомовских работ..."
В "Рандеву" идея жизни как маскарада, которая характерна для ранних работ Сомова, выражена и через ночное небо, освещенное вспышками фейерверков. Дама в ярком бирюзовом платье дополняет Арлекина в треуголке и ярко-узорчатом костюме. Обе фигуры выдвинуты на первый план и ярко освещены, словно на сцене. Вся композиция нереальна, театральна, декоративна, словно взята из эпохи Ватто. Окружение так же элегантно, как сами герои. Натюрморт на столе написан с такой заботой, такой виртуозностью, что напоминает голландских мастеров и , с которым Сомов был знаком с детства. Он прекрасно разбирается в великолепии вещей, в “очаровательных, несущественных мелочах”, предметах сервировки, чтобы усилить атмосферу чувственной истомы, которая пронизывает изображения.
"Свидание" - это хорошо устроенная пантомима. Как и во всех работах Сомова, сюжет легко проследить. Пара скрывается в зелени, а за ними следят. Что это за Домино и маска? Это доверенное лицо, тот, кто устроил тайное свидание в парке, и теперь охраняет влюблённых, или, быть может, он шпион, посланный ревнивым супругом? Или, может быть, это “человек в черном” Моцарта, который пришел в самый разгар праздника жизни, или даже сама смерть (а она вовсе не редкость в творчестве Сомова), невидимо присутствует на пиру во время чумы, скрываясь за маской?
Художник разрабатывает историю, не объясняя её. Наиболее важны для Сомова музыка, цвет, аромат и театральное зрелище, грациея движений, вялость, кокетство и изящество позы, чувственное напряжение в соблазнительность улыбок. В "Рандеву" Сомов демонстрирует свое виртуозное техническое мастерство. Все в этом мире является эфемерным: и любовь, и жизнь вспыхивают на мгновение, так же недолговечны, как радуга. То, что осталось недосказанным, и чувство тягостного веселья, делают его одним из лучших художников малого жанра.