Айвазовский Иван Константинович [1817—1900]
Лунная ночь. Крым. 1859
-
- Название Лунная ночь. Крым
- Год создания 1859
- Материал Холст, масло
- Размер 56 х 80
- Собрание Частное собрание
- Все работы коллекции Всего: 2260
Описание
"Лунная ночь, Крым" - это характерная для Айвазовского работа конца 1850-х годов, когда он наслаждался настоящей славой в Европе. В этот период каждый новый холст вызывал прилив общественного восторга и художник часто был вынужден повторять с вариациями хорошо известные уже написанные им произведения.
Художник особенно часто в своём творчестве обращался к теме Крыма, ведь он там жил, и находил в нём вдохновение в течение всей своей долгой творческой жизни. Спокойная, мечтательная южная ночь, заполненная призрачным лунным светом, - то, что он изобразил здесь, имело такой же бешеный успех у публики, как его кораблекрушения и бури.
С её спокойствием и миролюбием, совершенная по технике живописи, "Лунная ночь, Крым" несёт новые для Айвазовского композиционные модели, которые удалось выработать художнику в 1840-х годах: лунный свет прорывается выше облаков, на воде, окрашенные импасто, выразительные силуэты кипарисов и парусных лодок, спешащих к берегу. Художник создаёт поразительные сцены, с оттенком романтической тайны и загадки. Залитая лунным светом, Ялта уже спит, прижимаясь к темной массе Аю-Дага. Мы различаем еле видимую повозку, везущую своих пассажиров вдоль побережья. Этот прозаический мотив приобретает поэтический резонанс при отблесках лучей Луны и является здесь неотъемлемой частью сладкозвучный красоты и гармонии мира.
Органичное сосуществование обоих жанров и элементы ландшафта, нежная и трогательная цветовая схема, основанная на изысканной серо-синей гамме, выражает идеал гармонии жизни с природой. Изображения этого типа, в которых интегрируются знания о природе с романтическим идеализированием абсолютно типичны для работ Айвазовского в середине 19-го века. Неудивительно, что другая работа "Лунная ночь, Крым", также написанная в 1859 году, занимает почетное место в Русском музее. В этой работе Айвазовского развивается та же знакомая схема: силуэт кипариса в центре композиции, в море, купающееся в лунном свете, на фоне скал прибрежные здания Алушты, едва различимые в темноте, и, в противоположность, прозаические сельские жилища, которые усиливают чувство изобилия этого мира благословения.
Панорама Ялты лунной ночью привлекает Айвазовского на протяжении многих лет, и его творчество включает в себя несколько полотен, написанных с почти той же точки зрения, как на нашей картине: "По Дороге в Ялту" (1848), "Ялта" (1848) и после него "Ночью в Крыму: Вид на Аю-Даг" (1859), "Лунная Ночь, на окраине Ялты" (1863), "Крым. Вид наАю-Даг" (1865), "Рассвет на побережье в Ялте" (1878).
Однако в его картинах этот любимый вид никогда не бывает точным повторением. Различая основная композиция и световые эффекты, Айвазовский заставляет зрителя каждый раз с новой силой прочувствоватьторжественный и глубоко таинственный момент, когда пышный Крымский пейзаж озаряется лунным сиянием.