Брюллов Карл Павлович [1799—1852]
Портрет археолога Микеланджело Ланчи. 1851
-
- Название Портрет археолога Микеланджело Ланчи
- Год создания 1851
- Материал Холст, масло
- Размер 61,8 x 49
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы коллекции Всего: 2745
Описание
Физическое напряжение подорвало здоровье
. Он начал страдать сердечными припадками. В 1849 году, больной и слабый, он покинул Россию вместе с двумя ближайшими учениками. По совету врачей, он поселился на острове Мадейре, где жил в постоянном страхе за свою жизнь, потом переехал в Рим. Припадки продолжались. Один из них оказался смертельным — скончался 23 июня 1852 года.Портреты, исполненные
незадолго до смерти, сохраняют всю силу его ума и весь блеск живописи; таковы портрет археолога Микельанджело Ланчи, написанный уже в Риме (1851, Третьяковская галлерея) и портреты семейства Титтони (находятся в Италии). Эти произведения наполнены живым интересом художника к волевым, энергическим личностям. Какая активность ума, пытливость мысли ученого во взгляде Ланчи! Какая воля, энергия и независимость в портрете Титтони!превосходно понимал, куда дальше должно идти развитие русского искусства; это ясно из его последнего разговора с Федотовым. «Вы обогнали меня», — сказал он . В этих горьких словах — признание передового значения жанровой живописи. В Италии создал ряд бытовых сценок из жизни простых людей, изображающих рыбацкие семьи. Они отмечены огромным мастерством рисунка, но это только этюды, не могущие претендовать на нечто большее.
Один из самых близких к
людей, его ученик опубликовал в 1855 году замечательные воспоминания, дающие не только живой портрет , но, что еще важнее, единственный материал о его системе преподавания.Вопреки укоренившемуся мнению, что в преподавании
придерживался старой академической системы, оказывается, что он наставлял учеников к тому, чтобы внимательно изучать и передавать действительность так, как ее видит человеческий глаз. Об этом очень ясно сказано у .Таким, образом, то, на чем держалась прежняя академическая система, то есть исправление живой натуры по канонам, вытекающим из образцов античного искусства, вовсе не рекомендовалось
, считавшим, что изучение натуры есть главная основа обучения искусству. Только приняв во внимание эти взгляды , можно понять, почему его профессорская деятельность была таким новаторством, которое стало предпосылкой дальнейшего развития реализма.раскрывал перед своими учениками содержание натуры, умел заставить их не только видеть, но и воспроизводить натуру на бумаге или на холсте. То, что мы наблюдаем в личном искусстве , особенно в некоторых жанрах итальянского периода, и то, что с такой могучей силой обнаруживается в его портретах, — это любовь к действительности, это реалистическое начало искусства. Это начало было главным и в его преподавании. Тем не менее большинство его непосредственных учеников пошло все же по линии внешнего подражания учителю, умножая собой кадры «академических художников» как, например, Пимен Орлов.
Лишь сравнительно небольшая группа учеников и последователей
сумела усвоить денные стороны его творческого метода. Это позволило им сделать следующий шаг в искусстве по пути развития реализма.Так, одним из приватных учеников
был (1810—1893), одаренный художник, не прошедший систематического обучения в Академии.Недостаточная штудировка натуры отзывается дилетантизмом в его работах 30-х годов. Однако уже в это время выявляется особая приверженность
к бытовой тематике, на что, можно думать, натолкнул не кто иной, как сам . Гагарин имел возможность наблюдать за тем, как работает , и вместе с ним путешествовал от Афин до Константинополя. К числу наиболее интересных работ 30-х годов принадлежит замечательная автолитография, изображающая популярный в Москве цыганский хор Ильи Соколова (1838). Позднее, в 40-х годах, художник делает очень серьезный шаг в сторону бытовой темы, исполнив реалистические иллюстрации к «Тарантасу» В. А. Соллогуба, вызвавшие горячее одобрение Белинского.С начала 40-х годов
служит на Кавказе, где дружит с Лермонтовым и много работает как художник. Можно сказать, что именно он открыл для живописи своеобразный быт кавказских народов. В кавказских рисунках, таких, как «Группа в Кисловодске» (1840, Русский музей), как отдельные пейзажи, типы казаков, солдат, офицеров, горцев, обнаруживает большое мастерство и полную творческую зрелость. Особенно замечательна созданная им в эти годы (в акварели) целая галлерея поэтических женских образов — грузинок и казачек.