Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Вид из Помпеи на Кастелламаре. 1846
-
- Название Вид из Помпеи на Кастелламаре
- Год создания 1846
- Материал Бумага на холсте, масло
- Размер 48 x 64,5
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы коллекции Всего: 2745
Описание
Из серии этюдов для картины Явление Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея.
К лучшим работам относятся и два пейзажа, написанные в 1846 году на Неаполитанском побережье, в окрестностях Кастелламаре. В них материальность мазка, его насыщенность цветом используются в полную силу. Еще в пейзажах далей конца 30-х — начала 40-х годов разнообразные удары кисти ярче подчеркивают движение деревьев на переднем плане, выдвигая их вперед и увеличивая тем самым расстояние между ними и тщательно выписанными горами (пейзажи «Тиволи», «Монтичелли» и др.). В «Виде из Помпеи на Кастелламаре» этот метод применяется еще более широко и разнообразно, позволяя органично «уживаться» на одном холсте и домикам с крошечными окнами и широким переходам земляных пластов. Тонкий рисунок, нанесенный кистью, почти закрывается живописью, но тем не менее по тому, как проступают в отдельных местах его границы, видно, каким образом он составляет твердый каркас, основу для нанесения цвета. Это ни в коем случае не означает преобладания рисунка. Земля на переднем плане настолько широко написана, что зрителю предлагают как бы войти в картину, поероять на этой земле, слегка задевая какие-то остатки строительства и в то же время созерцая величественную гору вдали, у подножия которой расположился Кастелламаре.
Работа обладает пластической крепостью и силой открытого звучания цвета, которых не было в пейзажах гор конца 30-х годов. Рельефная синяя моделировка и откровенно условные прозрачные зеленые тени своей декоративностью способствуют монументализации горы, но розовые отсвета идущие от нее, яркие зеленые деревья с не меньшей силой вовлекают ас в обжитой человеком пейзаж. Такой контраст способствует жизни пейзажа. «Сильный мазок помогает яснее различить пространственные планы» — этого принципа, сформулированного в свое время Делакруа, придерживается и
. Хотя противник великого романтика Энгр, а вместе с ним умирающий классицизм придерживались иного пришит полагая, что ударов кисти, мазка не должно быть видно, так как их нет в природе. Рожденный этой школой и сохранивший ее результативную логичность и точную последовательность в работе, «наглядку» на старых мастеров, Иванов в то же время обнаруживает в своих пейзажах близость к пониманию роли цвета у Делакруа. Не поддаваясь стихийному чувству. Иванов смог сохранить ясность пластического образа в такой цельности г слитности, к каким стремился Энгр. Интересно, что оба они — и Энгр, которых мы теперь ценим за работы, выполненные с натуры, — считали себя прежде всего историческими живописцами.