Мартос Иван Петрович [1754—1835]
Надгробие княгини С.С.Волконской. 1782
-
- Название Надгробие княгини С.С.Волконской
- Год создания 1782
- Материал Мрамор
- Размер 116 х 64
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы коллекции Всего: 2745
Описание
Слева, на колонне: "Вселюбезнейшей и вседражайшей матери княгiни Софии Семеновне Волконской рожденной княжне Мещерской сию печали память прiскорбнейшiй сынъ бесконечнымъ поставилъ". Возможно, за это произведение
был удостоен звания академика. Оно было присуждено ему в 1782 "за высеченную не по программе мозолею". В 1782 скульптор выполнил два надгробия - княгини С.С.Волконской и М.П.Собакиной. Волконская София Семеновна (1707-1777), урожденная Мещерская, жена генерал-аншефа князя С.Ф.Волконского.Для творчества
характерна работа над памятниками-монументами, над скульптурой для архитектурных сооружений и работа над созданием надгробий.В 80—90-х годах
больше всего работал в области надгробной скульптуры, явившись одним из создателей своеобразного типа русских классических надгробий.К числу первых дошедших до нас произведений Надгробие М.П. СобакинойНадгробие М.П. Собакиной. 1782МраморГосударственный музей архитектуры им А.В. Щусева, датируемые 1782 годом и выполненные скульптором в мраморе для кладбища Донского монастыря в Москве.
принадлежат надгробие С. С. Волконской и упоминавшееся выше надгробиеНадгробие С. С. Волконской представляет собой плиту с барельефным изображением плачущей женщины. Обнимая рукой урну, слегка опираясь на нее, отвернув в сторону лицо, женщина вытирает слезы. Стройная, величавая фигура ее целиком задрапирована в длинные, спадающие до земли одежды. Лицо плачущей затенено наброшенным на голову покрывалом и, таким образом, наполовину скрыто.
По своему композиционному решению эта надгробная стела очень близка к надгробию Н. М. Голицыной, созданному Гордеевым в 1780 году. В то же время мы замечаем в произведении Мартоса больше сдержанности и внутренней углубленности в передаче человеческой скорби. Складки одежд, скрывающие женскую фигуру, даны спокойнее, чем у Гордеева, в них яснее выражен ритм. По сравнению с рельефом Гордеева фигура плакальщицы
отличается более сильным телосложением и крепкой постановкой.Несколько сложнее решено второе надгробие — Надгробие М.П. СобакинойНадгробие М.П. Собакиной. 1782МраморГосударственный музей архитектуры им А.В. Щусева, которое, так же как и надгробие Волконской, пленяет нас чувством тонко переданной лирической грусти.
Композиционную основу этого надгробия составляет пирамида (в верхней части которой помещено профильное барельефное изображение умершей) и саркофаг, находящийся у основания пирамиды. По обеим сторонам саркофага расположены две человеческие фигуры. Одна из них — скорбящая женщина. Опираясь левой рукой на саркофаг и отвернувшись от зрителя, она стремится скрыть печальное лицо и слезы. Другая фигура представляет собой сидящего на углу саркофага юношу — крылатого гения смерти. Открытое, обращенное кверху лицо его выражает глубокую тоску по умершей. С большой реалистичностью передано тело, отрочески тонкие предплечья рук и несколько угловатые движения всего корпуса.
Скульптор сумел очень естественно и свободно расположить человеческие фигуры, не нарушая гармонической целостности композиции и взаимосвязи всех еб элементов.
Несмотря на то, что женская фигура и сидящий юноша не обращены друг к другу и даже как будто изолированы, тем не менее благодаря тонко найденному жесту правой руки гения, гасящего факел жизни,
удалось связать обе фигуры как в смысловом отношении, так и композиционно.Оба ранних надгробия
глубоко раскрывают тему скорби по умершему человеку. Как и во многих других, более поздних надгробиях , в них ощущается большая искренность чувства, которое вскоре приобретет у скульптора более сильное, драматическое звучание.