Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942]
Видение отроку Варфоломею. 1889—1890
-
- Название Видение отроку Варфоломею
- Год создания 1889—1890
- Материал Холст, масло.
- Размер 160 x 211
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы коллекции Всего: 2745
Описание
В «Видении отроку Варфоломею» (1890) тишина распространяется вширь и вдаль, заполняя собой просветленно ясный мир «осени первоначальной». Чувство благоговения перед природой в этой картине возрастает. Пейзаж и реален, и вместе с тем как бы увиден сквозь все очищающий «магический кристалл». Робкое солнце, мягко осветившее даль, чутко поднятые «маковки» деревянной церкви, трепет желтых листьев тонкой березки, голубые взгляды цветов, рассыпанных по косогору, — все словно бы остановлено волшебным словом художника. Он взирает на тихую красу, боясь ее спугнуть и потревожить. Сердцем, наполненным щемящей любовью ко всему родному, он улавливает «одушевленность» природы. В его пейзаже все в какой-то мере метафорично. Нестеров, несомненно, связывает стройную гибкость фигуры юного Сергия с изогнутостью тянущихся вверх стволов сосенки, рябинки. Он ищет уподоблений, отзвуков. Робость отрока ассоциируется с готовыми затрепетать листьями березки, чистота его души—с нежно-бирюзовой голубизной высокого неба, а юношеская твердость, готовность к подвигу — с тонкой прямотой церковных наверший.
Пустынник приходит в природу, сживается с ней. Отрок Варфоломей вырастает из природы, духовно он ее сын.
Преображение природы, несомненно, связывалось Нестеровым с чудом видения, представшего, согласно легенде, отроку Варфоломею. Однако само «видение» в картине наименее одухотворенно. Оно существует в пейзаже как инородное тело, своей педантичной прозаичностью выпадая из возвышенного поэтического строя всей картины. Художественная ткань реалистического в своей основе произведения не выдержала и поползла по швам, призванным соединить несоединимое: грешно было вызывать в картину из потустороннего мира привидение и в то же время такими влюбленными глазами смотреть на красоту земную...
В этой картине уже ясно обозначилось основное противоречие нестеровского творчества: с одной стороны, страстное любование прелестью родной природы и с другой — стремление подчинить это стихийное чувство религиозной идее. По-видимому, как художник,
сам ощущал противоречие между реальным и идеальным, поскольку идеальное связывалось им с представлением о сверхъестественном, потустороннем.