Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927]
Голубой домик. 1920
-
- Название Голубой домик
- Год создания 1920
- Материал Холст, масло.
- Размер 97 x 80
- Собрание Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»
- Все работы коллекции Всего: 30
Описание
У
нет «положительных» и «отрицательных» персонажей. Он мыслит иными категориями. Для него важен типаж людей. Многих из его персонажей можно назвать «бродячими». Два бородатых старика в «толстых» шубах (один из них с палкой), подгулявший гармонист, девица в шубке, отороченной мехом, и с муфтой, бегущие или играющие мальчишки переходят у художника из картины в картину. Для попросту не в них самих дело. Его персонажи — это всего лишь характерные «детали» национального быта, такие же, как вывески, надписи на магазинах, покосившийся фонарь, упряжь лошадей и т. д. Это признаки реальности. Реальность для — само неповторимое своеобразие русской жизни, богатство и причудливость ее форм, ее красочное многообразие. При всей последовательности его синтез основан на видении, а не на аналитическом мышлении. Рисуя быт, художник не становится прозаиком или драматургом. Он остается поэтом. Именно как поэт осознает стихию народного бытия. Он поэтически преображает реальную действительность. Однако сказка , в отличие от «мечтательного ретроспективизма» (выражение С. Маковского) наиболее типичных мирискусников, например , не была средством отвлечения от жизни. Сказки — мечта о счастливой реальности. Он жаждет добра и красоты в их народном понимании, он желает лучшего будущего для своей Родины.Эпическая тема Родины отчетливо начинает звучать в произведениях художника еще до революции («Девушка на ВолгеДевушка на Волге. 1919Картон, масло., 48 x 58Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Г. Айтиева », 1915, «МасленицаМасленица. 1916Холст, масло., 47 x 80Государственный Русский музей», 1916). В послереволюционные годы продолжает развивать эту тему («ЛетоЛето (Поездка в «Терем»). 1918Холст, масло, 65,5 x 183Государственный Русский музей», 1918, «ОсеньОсень. 1924Холст, масло, 58,5 x 81Частное собрание», 1920, «Зима. Масленичное гуляньеЗима. Масленичное гулянье. 1919Холст, масло., 88 x 105Государственный Русский музей», 1921; и др.). Вместе с тем, разрабатывая свои излюбленные мотивы, как бы выводит формулу того бытия, которое было связано со всем укладом жизни старой дореволюционной России. Это знаменитый «Голубой домикГолубой домик. 1920Холст, масло., 97 x 80Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»» (1920) — веселый, с какой-то чеховской интонацией, рассказ о грустном. Картина символизирует всю жизнь человека. Люди рождаются, в детстве гоняют голубей, в юности флиртуют, потом женятся, пьют чай, потом им остается играть в шашки рядом с вывеской всегда готового к услугам гробовых дел мастера, притом все повторяется сначала — уже с другими людьми. Итак, круг бытия замыкается. Он — безысходен. «Голубой домик» — прощание с жизнью, старой провинциальной России, прощание, освещенное грустной улыбкой художника.
Ко времени создания «Голубого домика» были уже написаны «27 февраля 1917 года27 февраля 1917 года. 1917Холст, масло., 90 x 72Государственная Третьяковская галерея» (1917), «Степан РазинСтепан Разин. 1918Холст, масло., 79 x 98Государственный Русский музей» (1918), «БольшевикБольшевик. 1920Холст, масло., 101 x 141Государственная Третьяковская галерея» (1919—1920); художник приступил к работе над картиной «Праздник на площади Урицкого в честь открытия II конгресса Коминтерна» (1920 — 1921). Замкнутость и предопределенность застойной жизни старой России была нарушена событиями революции. Повседневность стала вдруг историей. Она заглянула в окна мастерской больного живописца. У подножья примелькавшейся церкви, в окружении русской зимы, он увидел возбужденные толпы людей, красные флаги, броневики. Жизнь вышла из привычного русла, выплеснула из домов на улицу. Народ сверг царя.