Брюллов Карл Павлович [1799—1852]
Последний день Помпеи. 1830—1833
-
- Название Последний день Помпеи
- Год создания 1830—1833
- Материал Холст, масло
- Размер 456,5 x 651
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы коллекции Всего: 2152
Описание
Первая мысль картины «Последний день Помпеи» относится к 1826— 1827 годам. Исследователи часто ищут источники ее темы в пессимистической литературе и искусстве Запада. Но гораздо естественнее предположить, что замысел картины возник как своеобразное выражение тех передовых гуманистических идей и чувств, которые воплотились в восстании декабристов и в последующих событиях. Известно, с каким мужеством приняли декабристы приговор, какую силу любви и самоотверженности проявили их жены, последовавшие за ними в Сибирь. Во время восстания декабристов
жил в Италии, но до него, несомненно, доходили известия о политической жизни России. Прогрессивность политических взглядов и симпатий , о которых с полной уверенностью можно судить по его письмам, подтверждается также многочисленными фактами его творческой биографии. Так, например, еще в 1824 году отказался писать святых «патронов», то есть святых, одноименных членам царствующего дома.В 1827 году художник впервые посетил Помпеи, город, над которым в 79-м году нашей эры разразилась катастрофа. О Помпеях
слышал рассказы от своего брата — архитектора. Но только личное посещение погибшего города, прогулка по его улицам, подробный осмотр домов, сохранившихся под вулканическим пеплом со всей обстановкой и утварью, и виденные художником в Неаполитанском музее поразительно живые негативные отпечатки тел, настигнутых и сожженных потоком лавы, окончательно решили выбор сюжета. Архитектура Помпеи, памятники Бурбонского музея в Неаполе, письмо Плиния-младшего воспламенили воображение художника.Событие, о котором повествуют исторические источники и памятники, дало возможность художнику изобразить захватывающую, драматическую картину гибели города и его населения. Стихии природы с уничтожающей силой обрушились на человека и творение его рук. Две темы переплетаются в картине
: тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и самопожертвования.Первая тема воплощена в тревожном, огненном колорите картины, в шатающихся стенах зданий, низвергающихся статуях, взбесившихся от ужаса конях и, наконец, в прекрасной фигуре убитой женщины, сброшенной с колесницы и распростертой на мостовой. Ее неподвижность резко контрастирует с бегущими людьми, стремящимися покинуть гибнущий город. В их группах таится главная мысль художника, главная цель картины — изобразить чувства и поведение людей перед лицом гибели.
В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Мать стремится укрыть своих детей. Сыновья спасают старика отца, которого они несут на своих плечах. Жених уносит бесчувственную невесту. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. Он несет на голове ящик с красками и другими живописными принадлежностями, который служит ему щитом. Он тоже уходит, как и все другие, из-под града каменьев. Но в его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он как бы замедлил свои шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину.
Так произведение
объединило в себе все главные творческие поиски художника: движение и пластику фигур, выразительность лиц; «море блеска», по выражению Гоголя, заливает все полотно. Люди живут в этих горячих отблесках зарева и холодном свете молний. Живыми делают их эта трепетность и двойственность освещения.В лицах и фигурах
создал красоту столь совершенную, что хотя она и выражает собой страдание и ужас перед гибелью, но доставляет такое же эстетическое наслаждение, как группа Ниобид, «Раненая амазонка» или другие произведения античной пластики, родственные картине по своему смыслу.Каждая фигура в картине возведена художником в пластически цельный образ. Претворенные в произведения искусства, поражающие совершенством формы, они противостоят разрушительным силам природы. Художник украсил их всем, что может дать живопись: их одежды ложатся прекрасными складками, цвет тканей — плотный, насыщенный, теплые и холодные рефлексы от зарева и молний оживляют тела бледные, сверкающие, как мрамор. Натиск стихий не уничтожает человека, но выявляет в нем необычайную душевную, пластическую и живописную красоту.
Следует установить характер и смысл подготовительной работы, предшествовавшей написанию картины.
К картине ведет длинный ряд эскизов, но нет рисунков и этюдов с натуры. Среди наследия художника не обнаруживается и рисунков с античных скульптур, к которым было бы естественно обратиться при работе подобного порядка. Эскизы же поражают не только своим количеством, но еще более — последовательностью развивающейся в них идеи картины. Цепь эскизов, хронологически сопоставленных, дает полную картину пути художника к совершенному выражению главной мысли. Таким образом, вся предварительная работа была посвящена обдумыванию и уяснению композиции. Феноменальная зрительная память
, видимо, делала ненужными предварительные натурные зарисовки и этюды. К натуре художник обратился только тогда, когда перенес окончательную композицию на большой холст и когда были разрешены вопросы, связанные с ролью каждого действующего лица и его значением и местом в картине. Таким образом, можно представить себе, что обдумывая композицию «Последнего дня Помпеи» с карандашом или кистью в руках, фиксируя в эскизах и мимолетных набросках каждое движение своей мысли, меняя, совершенствуя расположение фигур, изменяя и детализируя обстановку. Память художника, хранившая бесчисленные и точные наблюдения, позволила ему совершить эту работу без натуры.Картина
, законченная в 1833 году, была выставлена сначала в Милане, затем в Париже и, наконец, летом 1834 года привезена в Россию. Для современников ее появление было событием.Восторженное отношение к
разделяло все передовое русское общество. Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. В журналах и газетах публиковались статьи, посвященные картине, издавались брошюры. Гоголь в «Арабесках» напечатал статью, трактующую картину как великое событие в развитии мировой живописи, связывая ее с самыми насущными вопросами живописи, в частности исторической. Интересно, что великий писатель указывал на то, что в картине разрешаются те главные проблемы, которые возникали тогда в живописи: проблема взаимосвязи человека и природы, проблема освещения, как специфическая проблема живописи, и, наконец, проблема композиции сложной исторической картины, в которой главным принципом является разделение действующих лиц на группы, объединенные общим содержанием.Несмотря на шумный успех картины, сам художник вовсе не спешил возвращаться в Петербург. Только после категорического предписания Академии он начал собираться в путь. Одно обстоятельство помогло ему не только продлить пребывание за границей, но и увидеть страны Европейского и Ближнего Востока, к чему он стремился. В Риме жил русский аристократ В. П. Давыдов, который затеял художественно-археологическую экспедицию к берегам Греции и Малой Азии. Экспедиция состояла из ученого-эпиграфиста, архитектора, художника и, наконец, самого ее инициатора, который и руководил всей работой; он определил маршрут экспедиции и наметил памятники, которые предполагалось исследовать и отразить в рисунках и описаниях.