Никитин Иван Никитич [1680—1742]
Портрет Петра I.
-
- Название Портрет Петра I
- Материал Холст, масло
- Размер 55 x 55
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы коллекции Всего: 2152
Описание
неоднократно писал самого Петра. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине острову, пред литоргиею, писал его величества персону, живописец Иван Никитин». Нам известны не только упоминания об этих работах , но и один из таких портретов, относящийся к последним годам жизни царя. Этот небольшой круглый портрет сразу выделяется как своей необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Сильная лепка лица, широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку еветлотеневых и красочных соотношений, придающих лицу живую материальность и убедительность. Живописец ясно выделил основные черты характера Петра: его силу, волю и внутреннее напряженное горение. Император смотрит умно и пристально; его брови привычно нахмурены, усы топорщатся над сжатыми губами, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку. Портрет внешне крайне прост. Значительность Петра показана путем раскрытия внутреннего образа, а не через изображение внешних аксессуаров. Это портрет замечательного человека с волевым характером, на которого трудная историческая миссия наложила отпечаток суровой сосредоточенности. Никитин этим портретом создал одно из лучших и наиболее содержательных изображений Петра I. Глубокая человечность его героического образа выражена просто и убедительно-сильно. Недаром художник, не желая рассеивать. внимание зрителя и дробить его впечатление, с такой драматической напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет только лишь ярким пятном платка. В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем: Никитин смело шел своим путам. Он создал ряд не ученических, не подражательных, но истинно оригинальных и мастерских произведений. Его замечательными творческими достижениями были ознаменованы первые шаги национальной школы русской портретной живописи.