Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Неаполь с дороги в Позилиппо. 1850-е (?)
-
- Название Неаполь с дороги в Позилиппо
- Год создания 1850-е (?)
- Материал Бумага на холсте, масло
- Размер 40 х 57,5
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы коллекции Всего: 2152
Описание
Начиная с середины 40-х годов
все больше пишет работы, не имеющие прямого отношения к большой картине. Художник обращается в это время к самым разнообразным темам: тут и Библейские эскизы, и натурные зарисовки рыбаков, тянущих сети, и наброски животных, и, наконец, некоторые пейзажи, имеющие к теме большой картины отдаленное отношение. К этому времени, по-видимому, относится пейзаж Русского музея «Неаполь с дороги в Позилиппо». Из писем художника известно, что в 1843, 1846—1848 годах он подолгу живет в Неаполе. По сюжету этот пейзаж стоит вне связи с большой картиной, хотя сюда и входят компоненты, бравшиеся художником в отдельности в пейзажах и альбомных зарисовках: деревья, вода, камни, люди, животные, панорама города. Здесь это объединено в самостоятельный пейзаж-картину. Такое необычное соединение, до сих пор не встречавшееся у , позволило некоторым исследователям считать работу не принадлежащей художнику. Так ли это?Как уже отмечалось выше, стремление к самостоятельному по теме пейзажу-картине становится характерным для творчества Аппиева дорогаАппиева дорога при закате солнца. 1845Холст, масло, 44 x 61Государственная Третьяковская галерея», «На берегу Неаполитанского заливаНа берегу Неаполитанского залива. Вторая половина 1830-х - 1840-еХолст, масло, 41,4 x 60Государственная Третьяковская галерея» и др. Так же, как в этих работах, мы можем наблюдать в «Неаполе с дороги в Позилиппо» сложную живописную систему, основанную на акварельной прозрачности, или «сквозности», как говорил художник, и последующих лессировках. Первый план пейзажа не закончен, что обнажает ивановскую технику: в скалах слева сделаны широкие прокладочные
последнего десятилетия. Таковы «мазки, они обведены извилистыми мазками белил, поверх которых (как можно проследить в пейзажах камней)
должен был еще положитьцветные лессировки. По-ивановски уходят вглубь пространственные купы деревьев, и за ними открывается тонко намеченная панорама города. Что,
как не знаменитые ивановские крыши, она предвещает? Едва заметными красочными переходами намечены пространственные объемы домов с четкими ударами крыш. Цветовая вибрация усиливается экспрессивными белильными прокладками. В целом задний план еще недостаточно органично связан со всей композицией.
На первом плане в правом углу помещены фигуры мальчиков. Они свободно намечены поверх травы крупными мазками желтой охры: так же он моделирует фигуры в других неоконченных этюдах с фигурами мальчиков, которые мы еще будем рассматривать ниже. Все это подтверждает авторство На берегу Неаполитанского заливаНа берегу Неаполитанского залива. Вторая половина 1830-х - 1840-еХолст, масло, 41,4 x 60Государственная Третьяковская галерея» фигуры мальчиков также будут написаны поверх готового пейзажа. Но уже в «Неаполе с дороги в Позилиппо» естественно вписанные в пейзаж фигуры не носят занимательного характера. А ведь обвинение в занимательности стаффажа в данном случае послужило едва ли не единственным поводом, заставившим некоторых исследователей творчества Иванова отрицать его авторство.
. Противников его смущает фигура ослика и банальный мотив пиний на фоне неба. Но ведь дело не в общедоступности мотива, а в том, как он решен. Кстати, ослик и пинии часто встречаются в альбомных зарисовках художника. О стройных пиниях пишет в своих письмах. В данном случае интересно проследить, как , почти всегда (за исключением пейзажа «») писавший панорамные пейзажи без фигур, с достаточной естественностью вписывает поверх готового пейзажа, носящего панорамный характер, фигуры людей и животных. Это своеобразная подготовка к будущим пейзажам с мальчиками. В частности, в пейзаже «Сходство композиции «Неаполя с дороги в Позилиппо» с пейзажем немецкого художника Ф. Кателя «Вид на Неаполитанский залив с острова Искии», на которое иногда ссылаются, достаточно внешнее. У Кателя мы видим плоскую кулисность гор, монотонность фактуры, искусственно распушенные, гладко выписанные деревья. Стаффаж своей нарочитой занимательностью резко отличен от органично вписанных в него ивановских фигур.
Таким образом, пейзаж «Неаполь с дороги в Позилиппо», в котором художника отличает строгий и ясный взгляд на мир, не имеет ничего общего со слащаво-занимательным пейзажем немецкого художника. В связи с вышеизложенным «Неаполь...» едва ли мог написать другой пейзажист, отличающийся таким же, как
, взглядом на мир. Эта работа, выполненная столь свежо, вряд ли могла быть написана кем-либо в учеников или подражателей . Как ивановские ученики обычно упоминаются художники Е. Солнцев и И. Шаповаленко, но они даже отдаленно не приблизились ни к методу исполнения, ни к самому мастерству .Живописная манера
настолько индивидуальна, что ее трудно было бы подделать. Да и с какими целями и кто стал бы это делать и почему произведение попало к самому , который привез «Неаполь с дороги в Позилиппо» в числе своих этюдов из Италии? Исторические вещи не принимали во внимание противники авторства , ибо они бесспорно его подтверждает. Пейзаж был куплен Русским музеем в 1909 году у Л.Д. Блок, жены поэта и дочери ученого Д.И. Менделеева. Один из старейших работников Русского музея, П. И. Нерадовский, пишет в своих воспоминаниях о Русском музее»: «Музею счастливо удалось получить два произведения : этюд «Двух женских фигур» и особенно чарующий голубой «Неаполь», на который никогда нельзя наглядеться». В книге М. Боткина и в списке ивановских вещей, купленных частными лицами, на странице 462 среди трех вещей, купленных Д. Менделеевым, стоит «Неаполь с дороги в Позилиппо». Посмотрим на сам пейзаж: внизу видна подпись: М. Боткина, написавшего над своей фамилией: «А. Иванов». Боткинские надписи стоят на всех бесспорно ивановских произведениях (хотя последний и позволял себе уродовать ивановские работы и надставлять к ним куски своей живописи, но целиком подделывать работы он не решался).В журнале «Старые годы» в 1910 году историк искусства Н. Врангель писал в статье о картинах, купленных Русским музеем в это время: «Но самое великолепное из всех приобретений два этюда
: дивный бирюзово-изумрудный Неаполь и отличный этюд двух женских фигур.Второй этюд, упоминаемый П. И. Нерадовским и Н. Врангелем, также значится у М. Боткина как произведение
, купленное Д. Менделеевым. В его авторстве еще никто не сомневался. Таким образом, мы видим, что нет никаких оснований подвергать эту бесспорную по своим достоинствам вещь сомнению.«Неаполь с дороги в Позилиппо» являет собой новый этап в творчестве Аполлон, Гиацинт и КипарисАполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающийся музыкой и пением.. 1831—1834Холст, масло, 100 x 139Государственная Третьяковская галерея» и в «Явление Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея», где ставится трудная задача связать их с дальним планом гор, холмов и деревьями впереди.
— расширение рамок пейзажа-картины. Быть может, эту работу, отличающуюся не столько новизной композиции, сколько мастерством исполнения, художник признал не совсем удачной и не окончил ее. Панорама города — лучшее место «Неаполя с дороги в Позилиппо». Пейзажи, изображающие городские строения на фоне зелени и гор, входят и в композицию «Как всегда, широкий и серьезный подход исторического живописца к натуре порождает произведения, имеющие самостоятельное художественное значение, показывающие, что Иванов вдохновлялся натурой, когда работал над большими композициями—«Аполлоном, Кипарисом и Гиацинтом» или «Явлением Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея». В последней холм, с которого спускается Христос, своим левым краем так закрывает город, что от него остается острый мыс, врезающийся в пространство между крышами и горами. На окраине любимого Ивановым Неаполя с дороги, поднимающейся в Позилиппо, он видит строения, расположенные на мысе, который залив омывает так, что его полукруглая форма совпадает с подножием холма, задуманного в «Явлении Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея». Сходство усугубляется еще жревьями, камнями и даже расположением фигур первого и дальнего планов. Все это еще больше подтверждает принадлежность работы .