Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Семь мальчиков.
-
- Название Семь мальчиков
- Материал Холст, масло
- Размер 43,7 х 64,5
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы коллекции Всего: 2152
Описание
«Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках» — первая, а потому еще косвенно связанная с «Явление Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея» многофигурная композиция, выполненная с натуры в пейзаже. Но связь эта, как всегда, особая. Здесь нет поисков характеров, поз, которые давно найдены в большой картине. Расставляя основные композиционные группы в примерно похожем пейзаже, художник хочет посмотреть, как они будут выглядеть в пленэре. Первый пейзаж с мальчиками — это действительно, как его называет художник, «камертон» к большой картине. Старательно позируют в заданных положениях два мальчика, расположившиеся в тени: левый в шляпе с широкими полями и посохом странника (на картине это предполагаемый автопортрет), мальчик в тюрбане, справа от него, сидит точно так же, как «прислушивающийся в красной шапочке». Конечно, расстояние между ними по сравнению с группами из большой картины значительно уменьшено. Стремясь расширить это пространство, Иванов отодвигает мальчика, посаженного там, где должен стоять Христос, так далеко, что его голова почти упирается в верхний край картины. Третий мальчик на переднем плане заменяет трех персонажей, смотрящих на Христа. Иванов ставит достаточно сложную задачу показать тела на свету и в тени. Обилие фигур не позволяет разрабатывать частности.
Центральным персонажем является стоящий на ярком солнце обнаженный мальчик с белой драпировкой через плечо. Поворот его тела и спадающие драпировки точно совпадают с позой персонажа из «ЯвленияЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея», который называется «Юноша, повернувшийся спиной, с драпировкой через плечо», — только голову и руки, закрывшись от яркого солнца, мальчик повернул иначе. В этом раннем опыте художнику, быть может, меньше всего удается обнаженная фигура. До этого он много писал натурщиков в том же повороте, и не исключена возможность, что позже эта фигура заканчивалась в мастерской. Своей излишней выписанностью и несколько неестественным розовым цветом она нарушает единство композиции. Гораздо более свободно и цельно написаны мальчики второго плана. Напряжена по цвету, хотя и излишне детализована, плотная мозаика камней, создающая пространственную глубину. Выделяются написанные широкими плавными мазками синие, алые и зеленые драпировки. Их цвет дается открытым, без валеров. Отзвуки этих ярких драпировок пронизывают светящуюся на переднем плане белую ткань. Сгущенный синий цвет тени от стоящего мальчика сочетается с зелено-синей тенью от руки на драпировке. Органично найдено очень редко встречающееся у Иванова соединение жидко положенных белил и пастозных фиолетовых и синих рефлексов (они видны в тенях). Обычно художник кладет света пастозно, с большим количеством белил, чем цветные прозрачные тени.
В целом
удалась эта первая попытка создать в пленэре многофигурную композицию, связав ее с окружающим пейзажем.