Малевич Казимир Северинович [1978—1935]
Чёрный крест. Около 1923
-
- Название Чёрный крест
- Год создания Около 1923
- Материал Холст, масло
- Размер 106.5x106
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы коллекции Всего: 2152
Описание
По представлениям
новая, высшая реальность, познанная внутренним, духовным зрением, находила выражение при помощи беспредметных живописных сущностей, явленных плоскостями цвета, погруженными в белую, космически-безмерную пространственную среду. Вместе с тем, он придал понятию «новое измерение» собственное значение, созвучное с тем, что провозглашалось Крученых и художником-экспериментатором . В Декларации слова как такового (1913) заумник Крученых объявлял: «Давая новые слова, я приношу новое содержание, ГДЕ ВСЕ стало скользить (условность времени, пространства и пр. Здесь я схожусь с Кульбиным, открывшим 4-е измерение — тяжесть, 5-е движение и б или 7 время)». «Измерения» относились, по сути дела, к этому же метафорически-поэтическому ряду.Теорию происхождения новейших течений в искусстве
строил по принципу прогрессивного развития. Наряду с этим, углубление его взглядов словно бы заставляло время двигаться вспять — вначале движение к беспредметности осмысливалось как производное от кубизма (манифест 1915 года «От кубизма к супрематизму»), затем истоки супрематизма продлил в прошлое и исходной точкой сделал сезаннизм (петроградское издание 1920 года «От Сезанна к супрематизму»). В окончательном варианте, нарастив еще одну ступень в глубь времен, родоначальник супрематизма выводил его по прямой из импрессионизма (название первой персональной выставки Казимир Малевич, его путь от импрессионизма к супрематизму. 1919-1920).Однако и сам супрематизм по мере развития и углубления авторской рефлексии обнаружил определенное поступательное движение. Собственно супрематизм подразделялся на три этапа, три периода: «Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого», — писал художник в книге «Супрематизм».
Черный этап также начинался с трех форм — квадрата, креста, круга. Черный квадратЧерный квадрат. 1923Холст, масло, 106 x 106Государственный Русский музей определял как «нуль форм», базисный элемент мира и бытия. Представляя эту супрематическую формулу в виде геометрической плоскостной фигуры, художник-философ переводил восприятие зрителя из предметнообразной сферы в чистое умозрение: черный квадрат становился знаком иного бытия — беспредметного, целиком свободного от вещественности земного существования. Черный квадрат обладал амбивалентной природой: он означал завершение прежнего искусства, играя роль своеобразной точки в конце существования старого доавангардного творчества. И этот же Черный квадрат был первофигурой, первоначальным элементом нового «реалистического» творчества. Из него, словно из ядра, посредством делений и модификаций возникали затем все дальнейшие композиции, в совокупности своей формировавшие супрематический мир. Предваряя изложение, следует отметить, что в рисунках киносценария, созданного в 1927 году для немецкого кинорежиссера, основоположника абстрактного кино Ганса Рихтера (1888 — 1976), демонстрировал, как путем сдвигов и перемещений квадрат трансформировался в «черные крестовидные плоскости» (точное авторское название Черного креста) — Черный крестЧёрный крест. Около 1923Холст, масло, 106.5x106Государственный Русский музей знаменовал рождение из «нуля форм» другой, новой формы усложненного построения. Затем тот же черный квадрат, стремительно вращаясь вокруг геометрического центра, становился кругом. Динамика-статика — основополагающий принцип устройства мироздания, по мысли : в Черном круге монументально-напряженная статика Черного квадрата переходит в динамическую форму — диагональный сдвиг круга на квадратном поле картины придает композиции острое динамическое начало, движение словно разворачивается на наших глазах.
Таким образом, Черный квадратЧерный квадрат. 1923Холст, масло, 106 x 106Государственный Русский музей, Черный крестЧёрный крест. Около 1923Холст, масло, 106.5x106Государственный Русский музей, Черный кругЧерный круг. 1920-еХолст, масло, 105 x 105Государственный Русский музей были «тремя китами», на которых зиждилась система супрематизма в живописи; присущий им метафизический смысл во многом превосходил их зримое материальное воплощение. В ряду супрематических работ черные первофигуры обладали программным значением, легшим в основу четко выстроенной пластической системы. Эти три картины, возникшие не ранее 1915 года, всегда датировал 1913 — годом постановки «Победы над Солнцем», который служил для него отправной точкой в возникновении супрематизма.
На пятой выставке «Бубнового валета» в ноябре 1916 года в Москве художник показал шестьдесят супрематических картин, пронумерованных от первой до последней (ныне восстановить последовательность всех шестидесяти работ довольно затруднительно и из-за утрат, и по техническим причинам, не всегда внимательному отношению в музеях к надписям на оборотах). Под номером первым экспонировался Черный квадратЧерный квадрат. 1923Холст, масло, 106 x 106Государственный Русский музей, затем Черный крестЧёрный крест. Около 1923Холст, масло, 106.5x106Государственный Русский музей, под третьим номером — Черный кругЧерный круг. 1920-еХолст, масло, 105 x 105Государственный Русский музей. Все шестьдесят выставленных полотен принадлежали к первым двум этапам супрематизма.