Малевич Казимир Северинович [1978—1935]
Композиция с Моной Лизой. 1915—1916
-
- Название Композиция с Моной Лизой
- Год создания 1915—1916
- Материал Холст, масло, графитный карандаш, коллаж
- Размер 71 x 54
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы коллекции Всего: 2152
Описание
Новая попытка широкого объединения левых живописцев была предпринята на Первой футуристической выставке картин «Трамвай В», открывшейся в марте 1915 года в Петрограде. Ее пышный титул объяснялся тем, что участники решили публично выступить под общим именем футуристов. Трамвай В (случайное название эпоха сама превратила в символ — трамваи зазвенели в русской культуре) стал ареной утверждения трансрационального, заумного, сверхлогического искусства. Художники вместе с поэтами-единомышленниками продолжали атаковать общественные представления о «правильном искусстве» и крушить обветшавший мир причинно-следственных связей. Пассажиры сумасшедшего трамвая заявили, что у них нет желания ни отражать, ни подражать окружающей действительности; алогичные, шокирующие полотна Дама у афишного столбаДама у афишного столба. 1914», «Дама в трамваеДама в трамвае. 1913», «Швейная машина». В «Англичанине в МосквеАнгличанин в Москве. » и «АвиатореАвиатор. 1914Холст, масло, 125 x 65Государственный Русский музей» с их диковинными, загадочными изображениями, непонятными фразами, буквами, цифрами подспудно звучали отголоски декабрьских спектаклей, равно как и в Портрете художника М.В.МатюшинаПортрет художника М.В.Матюшина. 1913Холст, масло, 106,5 х 106,7Государственная Третьяковская галерея, композитора оперы «Победа над Солнцем». Против же номеров 21-25, заканчивающих список работ в каталоге, было вызывающе проставлено: «Содержание картин автору неизвестно». Быть может, среди них скрывалась картина с современным названием «Композиция с Моной ЛизойКомпозиция с Моной Лизой. 1915—1916Холст, масло, графитный карандаш, коллаж, 71 x 54Государственный Русский музей». Рождение супрематизма из алогичных полотен с наибольшей убедительностью проступило именно в ней. Здесь есть уже все, что через секунду станет супрематизмом: белое пространство-плоскость с непонятной глубиной, геометрические фигуры правильных очертаний и локальной окраски, которые трудно заподозрить в связях с каким-либо предметом или явлением действительности. Плоскости вступают в особые взаимоотношения друг с другом и с белым фоном; примечательно, что геометрические фигуры «частично затмевают» уходившие под них изображения. Две ключевые фразы, подобно надписям-сигналам немого кино, выплывают в «Композиции с Моной Лизой» на первый план, и обе — из постоянного набора фраз в алогичных картинах. Дважды выписано «Частичное затмение»; газетная вырезка с фрагментом «передается квартира» дополнена коллажами с одним словом — «в Москве» (старая орфография) и зеркально перевернутым «Петроград». Смысловая ассоциативность надписей придает «Композиции с Моной Лизой» значение художественного манифеста.
, , своей иронией и абсурдом взрывали законы обыденного здравого смысла, объявленного заклятым врагом настоящих творцов. Эти бунтарские настроения носились в воздухе времени, наэлектризованном неслыханными научными открытиями, вдребезги разбившими механистическую устойчивость Вселенной. Эпоха переживала потрясение всех основ; разразившаяся мировая бойня, слепая жестокость социальных катастроф заставляли усомниться в какой бы то ни было разумности действительности. Совсем скоро, менее чем через год после бешеного рейса Трамвая В, далекие единоверцы русских кубофутуристов поскакали на игрушечных лошадках «да-да» раздавать свои «пощечины общественному вкусу». Отгороженные друг от друга войной, независимо друг от друга русские заумники и европейские дадаисты (поэт Тристан Тцара, писатели Хуго Балл и Рихард Хюльсенбек, художники Марсель Дюшан, Ханс Арп, Курт Швиттерс, Макс Эрнст и другие) устремились к новой реальности по ту сторону рационального, разумного, логического. На выставке Трамвай В представил шестнадцать работ: среди них кубофутуристические заумные холсты «Образ «квартиры» не раз встречается впоследствии в текстах
; «квартира», «дом», «раковина» стали у художника символами эксплуатации чистого искусства: «Искусство всегда строило свой мир, и в том, что в его мире находили себе квартиру другие идеи, оно невиновно, дупло в дереве вовсе не предназначено для птичьего гнезда...».Собственное «частичное затмение», пережитое Моной Лизой, похищенной из Лувра в начале 1910-х годов, необычайно актуализировало ее образ. В картине-манифесте
ей, в силу своей популярности, суждено сыграть роль ненавистного лика старого искусства, старой живописи, подчиненной внеположным искусству целям. Ироническое «передается квартира» помещено под перечеркнутым портретом Моны Лизы, вырезанным из открытки (по свидетельству ученицы , леонардовскую даму для полного развенчания принудили еще и цинично «курить» — к ее устам был прикреплен настоящий окурок, впоследствии утерянный).