Малевич Казимир Северинович [1978—1935]
Портрет жены художника. 1933
-
- Название Портрет жены художника
- Год создания 1933
- Материал Холст, масло
- Размер 56 x 66
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы коллекции Всего: 2152
Описание
Третья по счету персональная выставка
на родине состоялась в Третьяковской галерее в ноябре 1929, но резонанс ее был незначительным. Творчество выдающегося реформатора уже отодвигалось в тень, вытеснялось из жизни. В начале 1930 года выставка была перевезена в Киев. Во время ее открытия директор музея Федор Кумпан произнес столь двусмысленную юбилейную речь, что она более походила на политический донос (некоторые исследователи увязывают арест осенью того же года с этим «заздравным» выступлением). На Украине начиналась местная охота на ведьм, обвинения в национализме так и сыпались на украинских интеллигентов. Харьковский журнал Нова генерация был ликвидирован, и впоследствии почти вся его редакция была репрессирована.Сейчас уже не в новинку поразительные по совпадениям параллели между идеологическими акциями коммунистических и фашистских вождей, однако в некоторых случаях СССР даже оказывался впереди: выставка Искусство эпохи империализма, открытая в Русском музее, заклеймила весь русский авангард как искусство загнивающей буржуазии. Было это в 1932 году, и до акций Геббельса с компанией, до берлинской выставки «дегенеративного искусства» оставалось еще довольно много времени. В том же 1932 году имел место пятнадцатилетний юбилей советской власти, к которому долго и тщательно готовилась огромная экспозиция Художники РСФСР за XVлет. Это была самая большая из всех до тех пор проходивших советских юбилейных выставок; ее решено было сначала показать в «колыбели революции», а затем в столице.
В Ленинграде
было отведено много места: на фотографиях видна полная и емкая персональная экспозиция (именно она определила верхнюю рамку постсупрематизма, поскольку на ней были представлены все важнейшие его полотна). Юбилейный год был особо знаменательным — это был год организационного оформления художественного единомыслия, ибо на смену группировкам и обществам пришел единый Союз советских художников, а единственно верным направлением в советском искусстве был объявлен социалистический реализм.Экспозиция Художники РСФСР за XVлет, открытая в Москве через год, кардинально изменилась.
и другим героям русского авангарда были отведены темные закутки в Историческом музее, а Черный квадрат подвергся уничтожающей критике. Теперь уже официально творчество великого супрематиста было объявлено чуждым и вредным явлением в советском искусстве. Ныне довольно трудно с точностью до года установить, когда снова началась неустанная работа с натуры: упоенно писал пейзажные этюды, как когда-то в курской молодости. Было это и в Киеве, и на отдыхе в других местах. Но особо он любил Немчиновку и ее окрестности. Лето для художника было священной порой; приезжая из Ленинграда, он самозабвенно работал на пленэре. В одном из писем 1934 года к , уже тяжелобольной, он сокрушался, что из-за больниц пропало лето... Многие из этих этюдов, исполненные досекинскими красками (лучшая дореволюционная фирма), датированы курскими годами: не исключено, что делалось это для более гладкого их прохождения через государственные закупочные комиссии. Продажа работ в музеи была одним из источников существования большой семьи , а «формалистические» работы никто приобретать не спешил, не смел.Наряду с натурными пейзажами в его творчестве появились реалистические портреты. Их моделями чаще всего служили родные, близкие, друзья, ученики художника. Среди поздних работ выделяется ряд произведений, в которых рельефно проступает ориентация на портретные образы мастеров итальянского Возрождения. Живописный строй ренессансных профильных портретов внятно просвечивает в портрете Натальи Андреевны Манченко, жены художникаПортрет жены художника. 1933Холст, масло, 56 x 66Государственный Русский музей. Ее головной убор и специально спроектированное одеяние с супрематическими аксессуарами, глухой условный фон ассоциативно увязаны с «медальерными» портретами кватроченто и чинквиченто. Жест руки модели, напоминая об ораторском жесте античных статуй, хранит память и о положении рук фигур предстоящих на древнерусских иконах и фресках. Обращение к разным традициям, свободное их совмещение в рамках портрета, как бы предвосхищают принципы постмодернизма, если бы не свойственная истовая серьезность, исключающая какие бы то ни было моменты провокативной игры, иронической дистанции.