Суриков Василий Иванович [1848—1916]
Взятие снежного городка. 1891
-
- Название Взятие снежного городка
- Год создания 1891
- Материал Холст, масло
- Размер 156 x 282
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы коллекции Всего: 2152
Описание
В 1888 году
пережил тяжелую личную драму — смерть жены. Горе было столь сильно, что в безумном порыве, как бы стремясь уничтожить все напоминавшее о невозвратном прошлом, сжег обстановку своей московской квартиры, книги, ряд этюдов и, взяв детей, бежал на родину, в Красноярск.В отчаянии художник искал утешения в религии. Тогда он написал «лично для себя», как говорил впоследствии, «Исцеление слепорожденного Иисусом ХристомИсцеление слепорожденного Иисусом Христом. 1888Холст, масло, 162 х 107Московская православная духовная академия», 1888 год. Но помутнение сознания художника не было продолжительным. Вскоре родная обстановка Сибири вернула ему душевное равновесие. «И тогда, — рассказывал художник, — от драм к большой жизнерадостности перешел... Написал я тогда бытовую картину «Городок берут».
Происхождение «городков» не вполне выяснено. Возможно, что это отзвук петровских потешных крепостей, донесшийся в Сибирь и осевший здесь в виде казачьей боевой потехи. Можно предположить, что происхождение «городков» еще более древнее, так как «взятие городка» было связано (или связалось позже) с дошедшим от языческих времен обычаем— проводами масленицы. Есть сведения, что «городки» бывали и в Европейской России, но этот обычай сохранился и дожил почти до наших дней лишь в Сибири.
не раз был свидетелем взятия славившегося «Торгошинского городка».В течение масленицы на льду Енисея строился снежный город. Он состоял обычно из двух снежных ворот (или снежной стены); верхняя перекладина украшалась фигурами из снега и льда. В так называемое «крашеное воскресение» часам к трем дня съезжались к «городку» зрители и участники. По обе стороны ворот становились «защитники» городка; криками, хворостинами и трещотками они отпугивали коней «нападающих». Целью игры было прорваться сквозь толпу и, влетая в ворота, разрушить перекладину. После этого «городок» доламывали и переходили к угощению. «Забава» эта, со слов очевидца А. Новикова, была отнюдь не шуточной: «Долго никто не может надломить снежных ворот. Наконец, одному всаднику удается разрушить их и взять город. Добившись этого, всадник-победитель мчится прочь от толпы; его догоняют даже и те, кто и сам участвовал во взятии городка, но не мог сломать свод. Догнав «счастливца», погоня с криком сталкивает его с коня, «моет» в снегу, наполняет комьями снега его шаровары, рубашку и прочее. Все это происходит до тех пор, пока победитель не потеряет сознания. Затем его везут в деревню, приводят в чувство и поят вином. Бывают нередко при расправе с победителями и несчастные случаи...»
На картине показан тот момент, когда один из нападающих, прорвавшись сквозь толпу, берет городок, ломая конем снежную стену. За ним под градом хворостин спешат на конях его сотоварищи. Справа и слева — пришедшие дружной толпой и приехавшие на санях, полные оживления зрители.
Эта лишенная глубокого содержания бытовая сценка, незначительная наряду с грандиозными трагическими полотнами
, несомненно удалась художнику. Она полна движения, задора и веселья. Этому служит и многоцветность светлых и ярких красочных тонов. Удались художнику и ие раз прочувствованный сибирский пейзаж с рыхлым рассыпчатым снегом в белом рассеянном свете зимнего дня и так хорошо знакомые лица сибирской толпы.Из подготовительных этюдов к «Городку» особенно хороша «Голова смеющейся девушкиГолова смеющейся девушки. Этюд. 1890—1891Холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея».