Александр Иванов. 1945. Автор: А. Зотов
Трагедию талантливого художника того времени изобразил Н.В. Гоголь в своем «Портрете».
Упадок искусства в николаевской России 30— 40-х годов XIX века возмущал
до глубины души. Он поставил перед собой задачу возродить русское искусство, вернуть ему настоящий смысл и значение.Первое, к чему стремится Иванов, это поставить изобразительное искусство на уровень передовых идей своего времени. Он понимал, что в этой отсталости искусства от жизни коренился его упадок.
«Со времен своего процветания в Италии в XVI веке живопись забывала развиваться сообразно процессу общественных идей— говорил он. — Художники XIX века не должны довольствоваться теми идеями, которые дошли до них по преданию эпохи, уже давно превзойденной новыми успехами цивилизации. Новое время требует нового искусства. Соединить технику Рафаэля с идеями новой цивилизации вот задача искусства в настоящее время. Искусство тогда возвратит себе значение в общественной жизни, которого не имеет теперь, потому что не удовлетворяет потребностям людей».
Но где искать эти передовые идеи века и как именно воплотить их в искусстве,
в 1830 году, естественно, еще не знал. Идеи просвещения XVIII века погасли после окончания Французской революции. Николаевский режим в России объявил войну всему тому, что связывалось с прогрессом. Новые демократические идеи только рождались в умах передовых людей того времени— Белинского, Герцена.Сознательная жизнь
как художника и человека свелась в конечном счете к тому, чтобы постичь эти новые демократические веяния жизни и оплодотворить ими искусство. Но какой сложный и мучительный путь пришлось пройти одинокому, живущему в Риме русскому художнику, чтобы смутно почувствовать то, что еще созревало в передовой публицистике и литературе 30—50-х годов XIX века!Иванов хотел, чтобы произведение, о котором он мечтал, несло в себе гуманную мысль, объемлющую коренные явления человеческой истории. Он хотел постичь центральное событие в жизни мира —-момент, имеющий решающее знание для судей человеческого рода, залог осуществления его высших идеалов. Перед ним вставала идея избавления человечества, освобождения его от вековых оков, сковывающих его развитие.
Художник мечтал заложить основы нового европейского искусства, формулирующее в прекрасные, возвышенных образах насущные вопросы человечества.
Не освободившись от патриархальных иллюзий и предрассудков того жизненного уклада, в котором он вырос, художник решил, что евангельские образы смогут выразить передовые идеи XIX века. Так родился сюжет «Явление Мессии народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея».
Громадное полотно изображало берег Иордана; иудейский пророк, говоря о пришествии легендарного избавителя народа, того, которого ожидали многие поколения людей, вдруг показывает толпе на приближающегося никому не ведомого человека. Общее внимание устремлено туда, куда обращен жест пророка. Люди с надеждой, радостью, любопытством, насмешкой, лицемерием встречают идущего. Юноша поднимается из воды на берег, чтобы увидеть Мессию.
Старец, опершись о посох, терпеливо ожидает его прихода, стоя по колена в воде. Фарисей, притворствуя перед народом, изобразил на лице умиление и веру. Петр весь превратился в слух. Он жадно ловит слова пророка. Юный Иоанн стремительно порывается увидеть приближающегося. Раб весело улыбается словам пророка. Его господин, вытираясь после купанья, деловито жестикулирует, повидимому, возражая тому, что он слышит. Кудрявый юноша спешит поднять на ноги деда. Он с любопытством вглядывается в черты показавшегося вдали человека. Древний старик, поддерживаемый под руки, торопливо поднимается с земли, чтобы увидеть наконец долгожданного Мессию. Одни поворачиваются навстречу идущему, другие недоверчиво, насмешливо смотрят на проповедника.
Группа женщин, видимая в просветах дерева, наблюдает происходящее.
МессииЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея», облеченное в традиционную религиозную форму.
впервые и особенно сильно подчеркнул, что народ является главным действующим лицом в истории, в искусстве. Приближение демократического подъема, порыв миллионов, поднимающихся навстречу своему освобождению, ожидание великих людей и событий — вот что составляет внутреннее содержание «Народ у Иванова пробуждается от векового безмолвия, но он еще не действует. Его наполняют ожидание исторического поворота, предчувствия новой эпохи, которыми был полон сам создатель «Явления Мессии».
В своей картине Иванов отразил сокровенные чаяния закрепощенного народа, его пробуждение к свободе и свету, стремление к правде и справедливости на земле, и его еще не рассеявшиеся, воспитанные веками, патриархальные иллюзии, его наивную веру.
Величественное полотно, созданное в тиши уединенной мастерской, в далекой Италии, весь ход мысли и творчества
оказались связанными в конечном счете с думами народа, с судьбами России и всего человечества.Несмотря на то, что исторические условия ограничивали горизонт художника, ему все же удалось предугадать и наметить путь искусству будущего. Он первый из русских художников XIX века поднял тему обновления человечества, грандиозную идею освобождения народных масс от векового гнета, легшую в основу дальнейшего развития русского искусства.
1830-1840 годы проходят у художника в напряженной работе.
Окончив эскиз к картине,
приступил к работе над гигантским полотном.Для этой картины он исполнил свыше трехсот этюдов с натуры.