Иванов Александр Андреевич [1806—1858]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7

Александр Иванов. 1945. Автор: А. Зотов

Он напрягал все свои способности, чтобы стоять на уровне своего времени, постичь «последние выводы литературной учености», как он выражался. Чтение и обдумывание книг, беседы и переписка с писателями и учеными давали ему богатую пищу для ума.

Живя в Риме, Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... познакомился с художником Овербеком – главой так называемой «Назарейской школы». Он часто посещал мастерскую Овербека, беседовал с ним о значении и смысле искусства.

Назарейцы хотели преодолеть упадок современного классицизма путем возвращения к его первоисточникам — к Рафаэлю и его предшественникам. Но в своей творческой практике они не поднимались дальше преднамеренного наивного подражания классическим - образцам и впадали в слащавую сентиментальность. Творческий путь Иванова и пути назарейцев пошли в разные стороны.

В то время как назарейцы оглядывались назад, видя свой идеал в далеком прошлом. Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... всем своим существом устремлялся вперед; он мечтал об искусстве, стоящем на уровне передовой современной науки и прогресса.

Иванов был популярным в славянофильских кругах, которые хотели видеть в нем выразителя своих идеалов. Он находился в переписке с  Чижовым, Шевыревым, Погодиным, подолгу беседовал с теми из славянофилов, которые имели случай посетить его в Риме.

Возвращаясь в Россию, ученые-славянофилы помещали в печати статьи о русских художниках, работающих в Риме, и прежде всего об Иванове Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны....

Иванов сходился со славянофилами, главным образом, на почве признания самостоятельности и укрепления русской народной культуры.

Но, вместе с тем, он не идеализировал старую, допетровскую Русь, как это делало большинство славянофилов, и все   свои    надежды возлагал на просвещение отечества, на его развитие по пути прогресса.

Необходимо сказать о глубокой сердечной дружбе Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... с Гоголем, длившейся много лет. Их сближало чувство любви к родине, глубочайшие душевные запросы - поиски высших жизненных идеалов, размышления о смысле жизни, о назначении человека. Это была дружба двух гениев, обладавших великой совестью, мучившихся сознанием своего долга перед отечеством, перед народом.

Портрет Н. В. ГоголяИванов А. А. Портрет Гоголя Н.В.Портрет Гоголя Н.В.. 1841Дерево, масло, 14 х 12,5Государственный Русский музей работы Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... отличается проникновенностью характеристики. Мягкая, сердечная улыбка, добрые смеющиеся глаза писателя отражают в то же время налет душевной горечи и грусти. Одно выражение незаметно переходит здесь в другое, передавая необычайно сложный духовный облик Гоголя. Кажется, что, взирая на мир, он «смеется сквозь слезы».

Этот небольшой по размеру портрет—самое замечательное и правдивое изображение писателя.

Гигантский замысел Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... в его картине «Явление мессии НародуИванов А. А. Явление Христа народу (Явление Мессии)Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея» требовал глубоких и  сложных человеческих образов.

В поисках нужных ему типов художник обратился к живой действительности. Он настойчиво искал образ Христа, Андрея, Иоанна, Нафанаила, фарисея, смеющегося еврея. Искал на улице, в купальне, на рынке, в синагоге, среди друзей и знакомых. Имея в виду представить в изображении толпы «все основные возрасты, общественные классы, характеры и состояния человеческие». Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... добивался разительной силы выражения  отдельных типов. Каждая фигура должна была, по его мысли, представлять целый мир со всей своей жизненной судьбой.

Многие из его подготовительных этюдов к картине обнаруживают в Иванове Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... великого мыслителя, психолога, раскрывающего всю глубину переживаний человека.

Его Иоанн, объятый внутренним пламенем, воспринимается как величественный образ мыслителя и пророка, готового «глаголом жечь сердца людей».

Эта голова заставляет вспомнить «Пророка» Пушкина:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной  я  влачился.

Значительную работу проделал Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., прежде чем написать раба.

Ряд этюдов художника на эту тему говорит о поисках   большого,  обобщающего социального типа.

По его мысли, раб, прислуживая своему господину, воспринимает слова Иоанна о грядущем избавителе с необычайным   оживлением. Его клейменное печатью лицо выражает одобрение, но улыбка раба на этюдах Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... переходит в жуткую гримасу смеха,   свидетельствующую об умственной неразвитости человека.

Это моральное растление людей общественной несправедливостью и гнетом, эта внутренняя ограниченность древнего раба вызывают невольное содрогание.

Глубокое понимание внутреннего мира человека, разительная правда выражения ивановского раба олицетворением социального неравенства и приниженности в классовом обществе. Мировое искусство не знает такого потрясающе правдивого изображения придавленного,  «обесчеловеченного человека», какое дал русский художник.

В поисках материала для картины Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... обращался не только к жизни, но и в арсенал старого искусства — к античности и Возрождению. Он сознательно стремился придать некоторым, персонажем своей картины «типы изобретенные Леонардо да Винчи».

Многие фигуры и головы в его картине содержат в себе также черты античных статуй.

Подготовительные этюды к картине обнаруживают нередко два первообраза на одном полотне: один, взятый из жизни, другой — из сокровищницы искусства прошлого; живая голова написана здесь рядом с античным слепком,

Несмотря на то, что Иванов стремился соединить эти два начала в одно целое, это разделение идеального и реального в глазах художника, само по себе говорило о многом. Оно говорило о том, что в недрах русского классического идеалистического искусства начала XIX века родился реализм.

Создание больших, обобщающих образов и  глубочайший психологизм стали потом отличительной чертой русской художественной щколы. Эта традиция заложенная Ивановым Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., принесла богатейшие плоды в русском искусстве второй половины XIX века.