Васильев Алексей Александрович [1907—1975]

  • Страница №10

Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна

В пейзаже «пойман» тот кратковременный момент перед сумерками, когда осенняя зелень и удобно устроившееся в ней село вспыхнули в ярких лучах заходящего солнца. Червонное золото колорита, стремительный мазок придают картине необычайно достоверную звонкость. В вечернем уюте села чудится мычание приближающегося стада и перченые запахи приготовляемой к ужину пищи.

Алексей Александрович выступил против того, чтобы в понимание идейности пейзажа «вкладывалось не очень правильное требование показывать сельхоз или другую технику на полях, реках и дорогах». Так как в пейзаже все зависит от толкования его содержания , «художник должен проявить не только способность оформить это содержание, но и силу мысли, чтобы его постичь»./ Н.Пуссен. О некоторых видах искусства большого стиля. О предмете изображения, замысле и стиле. — В кн.: «Историк эстетики. Памятник мировой эстетической мысли».М., «Искусство», 1964, т. 11, стр. 232/.Он считал, что в развитии идейного и сюжетного мотива в пейзажной живописи должна звучать «тема о преобразованиях обновленной и обогащенной природы».Именно поэтому камерно звучащие пейзажи 40-х годов уступают в его творчестве место произведениям ,в которых композиция, колорит, чувство красоты природы, задушевность настроений все вместе звучит в едином ритме «оркестровых сочинений» о плодородии,многообразии и красоте любимой Родины.

В поездках по Молдавии у отца зародилась мысль о картине «Зарастают военные тропы». Ей предшествовало создание картины «Рыбницкая трагедия», сюжетом для которой послужил исторический факт кровавой расправы,учиненной фашистами над пленными партизанами, подпольщиками и офицерами Советской Армии. Сюжет полотна «Зарастают военные тропы» прост. На холме, залитом вечерним светом, расположилось мирное колхозное стадо, рядом беседуют пастушки — ребятишки. Голубые дали с мелькнувшей речушкой и высокое спокойное небо создают настроение обычного душистого летнего вечера. Разрушенный дот, раскиданные камни, воронка, наполненная водой, — напоминают о прошедших тут событиях. «Глубокой мыслью, вдохновением пронизано это оптимистическое произведение. Торжеству жизни, миру и счастью принадлежит будущее», / «Советская культура,1957, 17 августа./ — писали критики об этой картине.

Натурные этюды Алексей Александрович сделал в районе Вадул-луй-Вод и потом в эскизах искал композиционную завязку. В одном из вариантов он пробовал горизонтальный формат, изображал дот, около которого стоял солдат и рассказывал своей подруге о событиях войны. Отец очень быстро отказался от этого замысла, посчитав, что «мысль, идея, сведенные до рядового и единственного факта, — теряют силу и значение идейного произведения».

В окончательном варианте, отталкиваясь от натуры, он добился выразительности композиции тем, что слегка приподнял бугор, усилив этим центр картины. Цельности образа способствовали верность и красота колорита. К.Д. Роднин писал о том, что образное звучание картины «основано на решении сложной задачи живописи убедительной передаче состояния природы средствами тона и цвета, организуемыми художником в колористическом звучании, раскрывающем зримо красоту мирного труда и выявляющем его искреннее стремление к утверждению мира, к борьбе с силами, развязывающими новую войну»./К.Д.Роднин. Рукопись./

Важную роль в раскрытии замысла картины играет пейзаж — именно он и создает образ родного края, на земле которого пролилась кровь героев.

В альбомах 50-х годов наряду со ставшими уже традиционными перерисовками с работ великих мастеров появляется множество рисунков с разных типажей. С тонкой наблюдательностью художник подмечает черты их характеров. В этовремя сделан рисунок с внука Айвазовского — морского капитана, строгого сурового старика.

Он рисует веселую кудрявую студентку Женю Панфилову и сосредоточенно играющего в шахматы заслуженного учителя В.К. Ветра. Оживленное красивое лицо Героя Советского Союза Н.Д. Шарова говорит о характере волевом и смелом.

В живописи Алексей Александрович оставил очень немного портретных образов.Однако, судя по рисункам, этот жанр был близок отцу.

В статьях, выступлениях, дневниковых записях тех лет ощущается егопостоянная ответственность перед молдавским искусством.

Вся творческая жизнь Алексея Александровича была связана с большими обязанностями и серьезной общественной работой. В 1956 году отец вступает в члены КПСС и вскоре после этого становится секретарем партийной организации Союза художников Молдавии. Его избирают членом горкома КП Молдавии,председателем Союза художников Молдавии. Он с удовлетворением отмечал,что теперь «…молдавское изобразительное искусство развивается как национальное искусство…» Писал об облике города, о народном и детском творчестве, о своих ровесниках М. Гамбурде, и И.Титове, \- А. Васильев Васильев Алексей Александрович Васильев Алексей Александрович [1907—1975] Советский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств МССР. .... И.Ф. Титов. М., « Советский художник»,1955./ и о молодых тогда художниках Л. Григорашенко, М. Петрике, И. Богдеско и других.

Алексей Александрович желал самым талантливым из них войти «… в молдавское изобразительное искусство через парадную дверь, широко открытую для трудолюбивой ,одаренной молодежи,отдающей свой труд,свое дарование народу». /А. Васильев Васильев Алексей Александрович Васильев Алексей Александрович [1907—1975] Советский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств МССР. .... Труд и дарование народу. - «Советская Молдавия»,1957,18 июля./

На творчество Алексея Александровича, безусловно, имело воздействие искусство любимых художников, у которых он постоянно учился. Однако это влияние в каких-то конкретных работах проявилось очень незначительно. Оно носило скорее общий характер. «Мы не можем игнорировать стремление каждого художника, — записал Алексей Александрович, — к поискам своих собственных средств выражения, своего строя художественных образов, своего глубокого индивидуального почерка. Забота о личном своеобразии останется всегда живой и вечной задачей, известной всем мастерам».

Алексей Александрович, как уже говорилось, очень любил пейзажи А.Иванова, И.Левитана, К.Коровина, В.Серова, С.Герасимова, А.Пластова. Он высоко ценил Э.Делакруа. Его «Дневник» был настольной книгой отца. А репродукция с картины «Арабские лошади, дерущиеся на конюшне» постоянно висела в мастерской. Его привлекали возвышенные пейзажи Н. Пуссена,особенно «Пейзаж с Полифемом». В 60-х годах Алексей Александрович пишет об А. Матиссе: «Меня потянуло к нему. Он умеет лучше других петь на языке красок. Они у него музыкальны, чисты и гармоничны. Он не терпит… сложных красочных соединений. Они спектрально ярки и вместе с тем великолепно оркестрованы».И так же восторженно он пишет о П.Гогене : «Он поэтичнее натуры и вместе с тем его не существовало бы без нее. Онвзял у нее больше, чем она имела, ибо он прибавил к ней себя».

Нельзя не согласиться с мнением К.Д. Роднина, который писал о творческой манере отца, что она «…основана на свободной импрессионистической передаче форм и планов, позволяющей полнее использовать колористические возможности живописи. Сложная шкала цветовых отношений в них приведена к тоновому единству,помогающему передаче световой и воздушной среды». /К.Роднин. А.А. Васильев Васильев Алексей Александрович Васильев Алексей Александрович [1907—1975] Советский художник. Живописец. Заслуженный деятель искусств МССР. .... -Каталог, Кишинев, «Тимпул», 1972./

 Алексей Александрович действительно изучал некоторые приемы импрессионистов, но при этом все свои работы создавал, оставаясь верным принципам реализма, утверждая, что «никакие творческие и формально — художнические проблемы не способны вдохновить искусство, порывающее связи с действительностью, с бурлящим миром живыхсвязей с жизнью, с идеями и идеалами своего времени, своей среды, своего общества и народа». Но, писал он, «искусство всегда опиралось на множественность традиций, на безусловную преемственность». И далее продолжал «…большие художественные традиции живы в наше время не потому, что они лучшие заветы творческого гения минувших веков — бесмертны. И бессмертие их в вечной красоте жизни, в достоинстве и духовной силе человека».