Васильев Алексей Александрович [1907—1975]

  • Страница №1

Алексей Александрович Васильев. Монография. 1979. Автор: Васильева Наталья Алексеевна

С любопытством и благоговейным уважением входила я в мастерскую отца…

В пору раннего детства рядом с его мольбертом рисовала первые свои домики.

Алексей Александрович был умным, немного рассеянным, нежным папой — всегда очень занятым, всегда пахнущим чистым и прекрасным запахом красок, всегда находившим время для заботливого внимания. Все детство мое и брата было выткано волшебными узорами его замечательных сказок. Про него говорили — «редкостный отец». 

Шли годы… Профессия отца стала и моей профессией. Будучи студенткой художественного училища, института и потом, до конца, я не только училась унего, но и наблюдала, как в поисках и сомнениях создавались его произведения.Запомнились мне и беседы отца с его друзьями,среди которых были известные деятели советского и зарубежного искусства.

Эмоциональные публицистические статьи,яркие выступления перед разнообразными аудиториями, неустанный ежедневный труд с кистью или карандашом в руке, — все это говорило об отце – человеке одаренном,внесшем вклад в молдавское изобразительное искусство. Именно поэтому в книге я позволю себе называть его по имени и отчеству.

Мне очень хотелось рассказать о творчестве Алексея Александровича его же словами. По этой причине широко использованы отцовские статьи и особенно дневники и записные книжки,назначением которых было не фиксация многообразия жизненных впечатлений, а его творческая работа. «Необходимо подвергать ее самообсуждению с тех сторон, исправление которых очевидно для меня, и дальше: планы, перспективы и их осуществление-проблемы, задачи и их неразрешимость — оптимизм, пессимизм и их основание – это задачи дневника», — писал отец. В его дневниках так же, как и в живописи, прослеживается развитие личности художника. В них выражены его художественные симпатии и антипатии, идеалы, мировоззрение.

Мы благодарим всех, близко знавших Алексея Александровича и любезно приславших свои воспоминания о нем.

 ***

Мой отец родился в 1907 году в Самарканде. В семье было одиннадцать детей. Пятеро сыновей от первого брака моего деда и еще пятеро сыновей от второго. Одиннадцатой была долгожданная дочь, но она в раннем детстве трагически погибла.

Мой отец был восьмым сыном. В суматохе переезда из Самарканда в Пишпек (ныне Фрунзе) (в настоящее время Бишкек…. ЯВ) потеряли свидетельство о его рождении.Родители и старшие дети единодушно признавали, что Алексей родился в сентябре, а числа все называли разные. Этот факт был темой для семейных шуток. И только гораздо позже папа сам себе выбрал днем рождения 30 сентября – последний день месяца, «чтобы быть помоложе».

О своем деде — Александре Борисовиче Васильеве — знаю только по семейным преданиям. Отец и родственники рассказывали, что дед был учителем, человеком почитаемым и справедливым. Частенько к нему, как к грамотному соседу, за помощью и советом приходили бедняки — киргизы и дунгане. Он был строг к дисциплине в семье, воспитывая трудолюбие и добросовестность в своих сыновьях. Впоследствии они стали уважаемыми людьми, самых разнообразных профессий.

Бабушка – Федосья Исаевна – была моложе своего мужа на 18 лет. Женщиной она была очень доброй, отзывчивой и бесконечной хлопотуньей. Ее любили не только родные дети, но и те, кому она приходилась мачехой.

Семья жила трудно — в заботах, лишениях и нужде. Одеть и прокормить 10 сыновей — дело нелегкое, аих нужно было еще и выучить.

 И. Сульженко (И.Г. Сульженко — юрист, персональный пенсионер республиканского значения Киргизской ССР) друг детства отца, вспоминает: «Родители Алексея жили бедно, поэтому деньги за его обучение платил школьный кружокпо оказанию материальной помощи учащимся».

Ребята донашивали друг за другом одежонку. Летом все подрабатывали.

Из всех видов летних детских приработок отец больше всего любил сторожить баштаны. Он часто вспоминал о яркой красоте киргизского вечера, быстро переходящего в ночь, о далеком и загадочном сверкании над горами Александровского хребта, о «лиловом» небе южной ночи. Эти первые впечатления, запомнившиеся на всю жизнь, стали основой для ощущения и восприятия природы будущим художником.

В школе он учился хорошо по всем предметам, но больше всего любил историю и литературу. Читал очень много в подходящее и неподходящее время, и сам пытался писать приключенческие рассказы. Проявившаяся в школьные годы склонность к литературному делу была свойственна ему на протяжении всей жизни.

Однако будущее отца определила случайная встреча с руководителем городской художественной студии – Владимиром Витальевичем Образцовым, о котором сказано немало теплых слов его учениками. Так, народный художник СССР Г.Айтиев вспоминал, что«…занимаясь у Образцова, он впервые понял, что искусство может целиком захватить человека, стать целью его жизни…» ( Н.Черкасова. Гапар Айтиев, М, 1961, стр.8.) Отец, посвящая своему первому учителю много страниц дневниковых записей, писал в1934 году: «Образцов был …единственным художником Киргизии, ее первым мастером, ее поэтом. И только в годы создания Союза художников Киргизии, которому отдал так много сил покойный, увеличились ряды работников ИЗО фронта республики». Он говорит об Образцове, как о «человеке бесподобной честности, творческой напряженности, больших познаний в области истории и философии искусства…» и называет «любимым другом и учителем». Влияние учителя на будущего художника было достаточно сильным. Алексей Александрович до последних дней вспоминал с благодарностью Образцова,поддерживал теплые отношения с дочерью и внуками своего друга.

В 1927 году Васильев, после окончания художественной студии Образцова, Наркомпросом КАССР был направлен в Москву, где учился сначала в художественном училище «Памяти 1905 года» у Е.А. Якуба, а затем поступил во ВХУТЕИН (Высший государственный художественно-технический институт) на полиграфическое отделение.

В те годы в институте шла непримиримая война между формалистами и художниками — реалистами. Низвергались методы художественного воспитания, авторитеты, традиции. Васильев так же как имногие его сверстники, отдал дань экспериментам, далеким от реализма.

Михаил Порфирьевич Сокольников (П.Сокольников — искусствовед заслуженный деятель искусств РСФСР, автор более 50-ти монографий о русских художниках),тогда преподаватель ВХУТЕИНа, писал в письме от 17 сентября 1972 года Алексею Александровичу: «Вспомнил Москву начала тридцатых годов, полиграфинститут, наше знакомство и встречи. Как сейчас вижу Ваши зоркие глаза,волнующий взгляд, боевое стремление вперед.

Как хорошо, что Вы ушли из тогдашней Москвы, от схоластики и формализма вхутеиновской графики». Уйти от чуждого ему в дальнейшем направления помогли отцу преподаватели, о которых он вспоминал с величайшим уважением и симпатией. «Мне пришлось учиться у великих художников современности таких, как В.А. Фаворский,С.В. Герасимов, Д.С. Моор и др. Месяцы игоды ежедневного общения с ними навсегда утвердили и укрепили во мне любовь к традициям реалистического искусства, любовь к творческому поиску на основе изучения натуры и жизни». (К.Роднин, А.А. Васильев, Каталог, Кишинев, «Тимпул», 1972). Однако к этому утверждению Алексей Александрович пришел не сразу.