Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. 1969. Автор: Н.Ф. Лапунова
Творчество
— волнующая страница в истории русской пейзажной живописи 70-х годов XIX столетия.Певец своей родины, он является одним из первых создателей русского лирического пейзажа. Произведения Саврасова, художника-демократа, проникнуты любовью к родине и имеют социальную окраску. Его творчество ярко выражает направленность русской реалистической пейзажной живописи второй половины XIX века.
Передовые художники — члены Товарищества передвижных художественных выставок — в своих картинах правдиво отражали окружающую действительность в неразрывной связи жизнью народа. Их произведения были согреты горячей любовью к своему народу, верой в его могучие силы. В искусстве передвижников нашли глубокое отражение передовые идеи эпохи.
Расцвет творчества Саврасова в 70-е годы связан с общим подъемом прогрессивной культуры в данный период, вызванным новой волной револю ционного движения в стране. Саврасов был одним из организаторов Товарищества передвижных выставок, сыгравшего выдающуюся роль в русском искусстве. Но главная заслуга Саврасова в том, что он, будучи продолжателем лучших традиций русской пейзажной живописи, обладал огромным опытом самостоятельного изучения русской природы, ясно сознавая новые задачи, стоящие перед русским искусством, внес огромный вклад в развитие демократического направления.
Родился Алексей Кондратьевич
в 1830 году в Москве, в небогатой купеческой семье. Склонность к рисованию проявилась у мальчика рано. По окончании начальной трехклассной школы он при поддержке своего товарища, ученика Московского училища живописи и ваяния А.М. Воробьева в 1843 году поступил в это училище. Здесь он попал в перспективный и пейзажный класс, которым руководил тогда московский видописец Ж.И. Рабус.Сам Рабус любил изображать природу во время грозы, или ночной пейзаж, освещенный холодным лунным блеском, или пылающий закат солнца. Интерес к романтическим пейзажам с передачей эффектов освещения Рабус прививал своим ученикам, в частности Саврасову.
В училище дарование Саврасова быстро развивалось. Помимо копирования произведений известных пейзажистов
, Калама, Ахенбаха, Саврасов много работал с натуры над этюдами видов Москвы и ее окрестностей. Иногда ученики на средства Московского художественного общества выезжали на этюды в дальние от Москвы губернии.Так, летом 1849 года
вместе с учениками училища Зыковым и Дубровиным едет в Малороссию в Одессу. Занятия в пейзажном и перспективном классах профессора Рабуса помогли молодому художнику усвоить необходимые технические навыки. 29 ноября 1850 года Саврасов заканчивает училище со званием неклассного художника, которое ему присвоили за пейзаж «Вид Кремля при закате луны» и этюд с натуры «Камень у маленького ручья».К сожалению, от раннего периода творчества Саврасова сохранилось мало работ, но в них явно сказывается влияние школы романтизма. В рисунке «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848) художник изображает необъятные подмосковные дали с небольшими деревянными строениями и Новодевичьим монастырем и небо с несущимися белыми облаками, которые создают настроение романтической приподнятости. В подобном же духе исполнен пейзаж «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851). Надвигается гроза. На первом плане художник помещает огромное разросшееся дерево, крона которого вся в движении под сильным порывистым ветром. Вдали будто сверкает белокаменный Кремль, эффектным светлым пятном выделяющийся на фоне быстро движущихся грозовых туч. В воздухе уже чувствуется дыхание приближающейся грозы. Фигурка женщины, торопливо бегущей от дождя по поляне, не совсем вяжется с торжественным настроением пейзажа. Но введенный художником жанровый мотив вносит в картину оживление.
Непосредственность чувств автора, внимательное изучение натуры придали этому традиционному в романтической живописи мотиву большую свежесть. Работы молодого Саврасова уже тогда значительно отличались своей жизненной убедительностью от холодных, сухих академических полотен последователей воробьевской школы. Характерно и
то, что эти ранние произведения Саврасова — пейзажи родных ему мест.