Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. 1969. Автор: Н.Ф. Лапунова
С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города, и среди тающих снегов любовалась красотою пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и «Саврасов, взволнованный, вбегал в мастеру скую, возвещая об этом, как о целом событии, уводил с собою молодежь опять туда, в зеленеющие рощи и поля». Саврасов внимательно и чутко подходил к ученикам. Он стремился развить в каждом из них индивидуальные творческие способности, любовь к живописи и остроту зрительного восприятия, умение писать пейзажи на открытом воздухе. Вот как вспоминал в своей книге «Давние дни» художник
о преподавании Саврасова в училище: «Мастерская Саврасова была окружена особой таинственностью, там «священнодействовали», там уже писали картины, о чем шла глухая молва среди непосвященных».Саврасов отдавал много сил и энергии своим ученикам, пользовался их большой любовью. Как педагог он занял значительное место в русском художественном образовании, воспитав немало талантливых художников —
, , , и других.В одном из сохранившихся документов
излагает метод преподавания в своей мастерской.«В последнее время ландшафтная живопись, сделавшись предметом серьезного изучения художников новейших школ, достигла высокого развития. Я, как преподаватель ее, должен отметить, что отно-сительно занятий моих учеников нашел необходимым иметь отдельное помещение для ландшафтного класса, где ученики по сделанным этюдам с натуры могут исполнять картины под моим руководством и изучать рисунок и живопись, копируя с оригиналов лучших художников. Работая сам при учениках, я могу постоянно следить за их работами и в то же время даю им возможность видеть ход моих собственных работ». Большое влияние на развитие Саврасова оказала его дружба с художниками
, , скульптором А.А. Ивановым, а также с собирателем галереи русского искусства П.М. Третьяковым. Особенно теплая дружба долгие годы связывала Саврасова с . Их роднила общность художественных взглядов. Вместе с тем они прислушивались к советам друг друга. И это было неоценимым достоинством творческой дружбы обоих художников. Вместе с и он активно участвовал в разработке плана создания Товарищества передвижных выставок.В 1857 году Саврасов женился на Софье Карловне Герц, сестре археолога и историка искусств К.К. Герца. Их дом становится одним из культурнейших очагов Москвы, где часто собирались художники и критики.
Критик П.А. Россиев так пишет об этом периоде жизни художника: «Наступал вечер: в уютной квартире Саврасовых собирались «на чашку чая» академик живописи А. Каменев, Пукирев,
, скульптор Иванов, Сорокин. Ю.Н. Чаев, С.Щ Юрьев, меценаты А.А. Борцовский, П.М. Третьяков, Боткин, Мазурин и др., вели оживленные беседы об искусстве, читали литературные новинки, спорили по вопросам, волновавшим в то время русское общество». В 1862 году Саврасов по предложению Общества любителей художеств совершает поездку за границу. Он едет в Лондон на Всемирную выставку, где были собраны шедевры искусства из музеев Лондона, Парижа, Мюнхена, Лейпцига, Дрездена и Берлина. На Лондонской выставке в числе других произведений была и картина Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума».Художник внимательно изучает работы мастеров прошлого. В Англии он знакомится с творчеством Констебля. В Швейцарии Саврасов пишет с натуры ряд этюдов и каартин. 1867 году он совершает вторичную поездку за границу на Парижскую выставку. Зарубежные путешествия расширили его кругозор. Но впечатления, полученные от произведений современного ему буржуазного искусства, не оказали на него влияния,
остается верен реалистическим принципам. Он уже тогда сознавал, что истинное искусство должно служить не избранному обществу, а быть близким и понятным народу. Это в дальнейшем становится одним из главных девизов его творчества. Страшная стесненность в средствах заставляла Саврасова тратить массу времени на заработок хлеба насущного, но, несмотря на это, он много и неустанно работал творчески. Художник постоянно стремился преодолеть в своем искусстве устаревшие каноны романтизма. Он ищет самостоятельный живописный язык, свои образы. Творчество Саврасова в этот период приобретает новые черты, постепенно глубже становится содержание его живописных полотен. Он стремится еще правдивее раскрыть характер родной природы, ее колорит. И его пейзажи этого времени исполнены глубокой поэзии.Так, в картинах «Морской пейзаж» (1859) и «Рыбаки» (1859) Саврасов поэтически передает взволнованное движение в природе. В «Морском пейзаже» великолепно изображено предгрозовое небо с темными тучами. В картине «Рыбаки» тщательно выписывает морской берег с камнями и старый полуразвалившийся домик у воды. Вместе с тем в этих картинах есть уже новые черты — повествовательное начало, жанровость. Художник рассказывает о природе и о людях, живущих среди этой природы. Он безгранично любит природу. Глядя на поля, леса, задумчивые озера, плывущие облака, он чувствует биение пульса жизни.
В «Пейзаже с рекой и рыбаком» (1859) художник делает шаг к национальной трактовке природы. Он изображает типичный пейзаж, характерный для среднерусской полосы. Здесь уже нет тех эффектов освещения, которые характерны для его ранних произведений. Художник тонко и проникновенно передает поэзию свежего утра. Спокойно течет река, невысокий берег порос лесом, чистое, безоблачное небо. Вдоль песчаного берега бредет рыбак с сетями на плечах. Фигура рыбака оживляет пустынный пейзаж, и он уже не кажется таким диким. Общий светлый колорит полотна передает прелесть первых золотистых лучей утреннего солнца. И кажется, трава вдоль берега посеребрена росой.