Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. 1969. Автор: Н.Ф. Лапунова
Сельский видСельский вид. 1867Холст, масло., 65 x 110Государственная Третьяковская галерея» (1867) приближается к работам 1870-х годов, к тому периоду, когда он уже создавал свои лучшие произведения. В «Сельском виде» художник искренне восхищается красотой деревенской природы. Композиционное решение полотна необыкновенно просто. На переднем плане зазеленевшие деревья с еще не успевшими распуститься листиками, дремлющая фигура старика-пасечника, ульи, освещенные солнцем, вдали за полем небольшая деревенька и простор звонкого чистого неба с парящей птицей. В этом простом мотиве природы чувствуется жизнеутверждающее начало, тонко подмеченное и поэтически переданное художником. Картины «Пейзаж с рекой и рыбаком» и «Сельский видСельский вид. 1867Холст, масло., 65 x 110Государственная Третьяковская галерея» завершают собой первый период творчества Саврасова, период овладевая реалистическим методом, период напряженных поисков своего образного художественного языка в передаче национального пейзажа с народным содержанием. Художник стремится к идейной насыщенности пейзажного образа. Значительным шагом в развитии творчества Саврасова конце 1860-х годов является создание таких произведений, как «Лосиный остров в Сокольниках» (1869) и «Лунная ночь. БолотоЛунная ночь. Болото. 1870Холст, масло, 46,8 x 80Серпуховский художественно-исторический музей» (1870). Эти картины по художественным достоинствам превосходят все ранее им созданное. Здесь уже выступает зрелый мастер пейзажной живописи. В основу композиции пейзажа «Лосиный остров» положен этюд, исполненный художником с натуры. В картине Саврасов сохраняет общий композиционный строй и основные детали этюда. Но автор выделяет полянку за лесом, которая в этюде была едва намечена, благодаря чему темный массив соснового леса огромным клином выдвигается вперед, это создает впечатление глубины пространства. Саврасов прибавляет несколько кустиков у болотца на переднем плане, тем самым четко отделяя его от второго плана. Образный строй произведения от этого не нарушается, становится более емким, законченным. Картина приобретает конкретность. Это характерный пейзаж Подмосковья: и маленькие болотца на переднем плане и вдали освещенная солнцем поляна, и зеленый массив соснового леса. Справа, на освещенном солнцем лугу пасется стадо коров. Над лесом дождевые тучи. Пейзаж построен на тонких градациях зеленых, коричневых и желтых цветов.
все чаще обращается к изображению простых, будничных мотивов. Он мастерски схватывает и запечатлевает на холсте удивительно разнообразное состояние природы — это или таинственное очарование сумерек, или тихое утро на берегу реки, или надвигающаяся гроза, или свет лунной ночи. Но что бы ни изображал художник, везде чувствуется широта и необъятный простор России, везде ощущается дыхание жизни. До нас дошло очень мало работ Саврасова 1860-х годов, по которым можно было бы последовательно изучить процесс его творческого формирования, тем не менее по сохранившимся полотнам видно, что Саврасов продолжает развивать реалистическую линию, намеченную им в «Пейзаже с рекой и рыбаком». Так, картина «Простой жизненный мотив
стремится поднять до большого образного звучания. В этом произведении чувствуется преодоление художником условного построения картины, характерного для академической пейзажной живописи. Здесь новое, реалистическое решение полотна. Саврасов добивается единства в композиционном строе произведения. Оно имеет свое внутреннее повествовательное начало. В связи с новыми задачами, поставленными художником, изменяется и колорит его произведений. Красочная палитра Саврасова становится более правдивой, но и более сдержанной.В пейзаже «Лунная ночь. БолотоЛунная ночь. Болото. 1870Холст, масло, 46,8 x 80Серпуховский художественно-исторический музей» автор обращается к непримечательному, скромному мотиву. Далеко раскинулась ровная болотистая местность, поросшая низким кустарником, где-то на «краю земли» сливаясь с горизонтом, где стеной встают мрачные облака. Кругом все тихо. Неяркий холодный луч луны тускло освещает эту серую даль, кое-где заблестев мерцающим светом в небольших болотцах. Тоскливое уныние звучит в этом произведении. Художник сознательно отказывается от лишних деталей в пейзаже, которые мешали бы передать определенное настроение в природе — всепоглощающую гнетущую тишину в этой однообразной серой равнине. Печальный мотив наполняет душу тоской. Здесь природа, сливаясь с настроещем человека, наводит на тяжелые раздумья. Цветовое решение пейзажа как нельзя лучше соответствует царящему в нем настроению, характерному для живописи 1860-х сгодов, как в произведениях А.Л. Каменева, М.К. Клодта, П.А. Суходольского, так и в картинах («Последний кабак у заставы», «Крестный ход на фсхе»). Пейзаж у передвижников становится правдивым изображением окружающей действительности. Он, так же как и в бытовом жанре или портрете, повествует о жизни русского человека.
В 1871 году
задумывает и создает картину «Бурлаки на Волге». Ему близки эти несчастные, обездоленные люди, оборванные и босые, с изможденными лицами, вымотанные нечеловеческим трудом, прошедшие в лямке сотни верст по берегам матушки Волги.В том же, 1871 году Печорский монастырь близ Нижнего НовгородаПечерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871Холст, масло, 101,5 x 131Нижегородский художественный музей» и «Разлив Волги под ЯрославлемРазлив Волги под Ярославлем. 1871Холст, масло., 48 x 72Государственный Русский музей». В картине «Разлив Волги под Ярославлем» художника влекут волжские водные дали. И здесь Саврасов выразительно передает красоту и стихийную силу русской природы. Широко раскинулась водная гладь весенней Волги, затопив крестьянские дома с церквушкой и колокольней, несутся куски льда по быстрой весенней реке. На переднем плане в лодке фигурки людей, смело плывущих к затопленному селению, откуда валит дым пожара — вечного спутника несчастья. «Печерский монастырь близ Нижнего НовгородаПечерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871Холст, масло, 101,5 x 131Нижегородский художественный музей» по восприятию природы художником имеет общее с картиной «Разлив Волги под ЯрославлемРазлив Волги под Ярославлем. 1871Холст, масло., 48 x 72Государственный Русский музей». Те же разлившиеся широкие водные просторы, так же он вводит в пейзаж архитектуру. С глубокой задушевностью и теплотой Саврасов изображает близкий его сердцу край.
пишет пейзажи «Утопая в зелени садов с покосившимися заборами, стоит на крутом берегу небольшой посад с кудрявыми березками, о которых сложено столько песен в народе. Над величавой рекой возвышается белокаменный древний храм, стоящий в стороне от селения. В «Печерском монастыре близ Нижнего Новгорода» замечательный мастер пейзажа, тонкий лирик выражает свою горячую любовь к волнующей красоте родной земли, к неоглядным далям России. Саврасов не только мастер пейзажа, являющегося главной, основной стороной его творчества, но и создатель жанровых произведений. На Волге он собирает большой этюдный материал и пишет еще ряд картин, среди которых выделяется своим глубоким содержанием и жанровым решением не дошедшее до нас большое полотно «Волга под Юрьевцем», получившее первую премию в марте 1871 года на конкурсе московского Общества любителей художеств. Там Бурлаки на ВолгеБурлаки на Волге. 1872—1873Холст, масло, 131,5×281 смГосударственный Русский музей», нашли выражение народные основы творчества Саврасова, его огромное желание непосредственно откликнуться на мысли, волновавшие передовую интеллигенцию 70-х годов XIX столетия. Пейзаж в произведениях Саврасова неотделим от жизни людей. Иногда он вводит в свои картины целые бытовые сцены, которые внимательный глаз художника подметил в жизни. «Бурлаки на Волге» (1871), «Ипатьевский монастырь» (1872), «На Волге» (1875), «Хоровод в селе» (1874).
изобразил на огромном хмуром пейзажном фоне с Юрьевцем на взгорье опять толпу бурлаков, тянущих на ремнях баржи. В этой картине, близкой по теме к полотну Репина «