Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. 1969. Автор: Н.Ф. Лапунова
В начале 1870-х годов
одним из первых живописцев в русском искусстве открыл огромные перспективы пейзажного жанра, возможности выражения в нем больших общественных идей.Полотнами «Разлив Волги под ЯрославлемРазлив Волги под Ярославлем. 1871Холст, масло., 48 x 72Государственный Русский музей» и «Печерский монастырь близ Нижнего НовгородаПечерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871Холст, масло, 101,5 x 131Нижегородский художественный музей» Саврасов положил начало утверждающемуся в дальнейшем синтетическому русскому национальному пейзажу, но в них нет еще той полной гармонии и внутренней собранности, которые выразились в последующих работах художника.
Сколько своего, неповторимо индивидуального подхода в изображении ранней весны в этюдах к картине «Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея». Тонкие, трепетные стволы берез тянутся к солнцу. Как бы просыпается от зимней спячки земля. И все оживает с наступлением весны — любимой Саврасовым поры. Этюды к «Грачам» решены художником в едином цветовом ключе. Природа здесь живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Эту своеобразную жизнь, ее тайны хочет постичь художник. Саврасов воспроизводит все времена года: весну и осень, лето и зиму, передавая своеобразие каждого времени года, но у художника есть и излюбленные мотивы: особенно близок ему едва уловимый в природе момент — ее переходное состояние. В этюде «ВеснаРанняя весна. Оттепель. 1880-еХолст, масло., 68 x 54Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина» передано приближение весны, ее первые шаги. Еще не совсем растаял посеревший снег, но все вокруг уже пробуждается от глубокого зимнего сна, по-весеннему светит солнце, заиграв причудливыми узорами теней от голых деревьев на оттаявшей коричневой земле, птицы с радостным гомоном вьются вокруг купола церквушки в селе. Художник тонко передает весенний день со всеми его красками и звуками. В своих пейзажах показывает не только внешний облик природы, они подкупают теплом, тем настроением, которое владеет художником. Он не только видит природу, но и всей душой чувствует
Вершиной творчества Саврасова и всей русской пейзажной живописи второй половины XIX века явилась картина «Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея» (1871). В этом произведении находят свое завершение многолетние поиски художником обобщенного лирического образа русской природы, проникнутого глубоким философским миросозерцанием.
В марте 1871 года Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея», передающей всю глубину чувства, волновавшего художника. Его тонкое ощущение весенней природы — результат Многолетних наблюдений. Это прочувствованный рассказ о неприкрашенной правде жизни. Впервые картина была выставлена на московской выставке Общества любителей художеств. Осенью, 28 ноября 1871 года открылась первая передвижная выставка, ставшая крупнейшим событием в художественной жизни страны. На ней произведение Саврасова занимало одно из первых мест. Картина сразу же привлекла всеобщее внимание — о ней заговорили, о ней писали, она была восторженно встречена не только зрителями, но и многими художниками и критиками. Ее приобретает для своей галереи П.М. Третьяков. С большой похвалой о ней отзывались М.Е. Салтыков-Щедрин и В.В. Стасов. И.Н. Крамской в письме к больному Ф.А. Васильеву в Ялту писал: «Пейзаж «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и ... и барон Клодт, и . Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». тонко подметил главное в картине — огромную сердечную теплоту, которую автор вложил в изображение скромного, обыденного русского пейзажа. Здесь создает образ русской природы, обобщенный и поднимающийся до большого общественного звучания.
едет в село Молвитиново, недалеко от Костромы, где много и напряженно работает над этюдами с натуры. Ни одна мелочь не ускользает от его пристального взгляда. Он отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит характерный пейзажный мотив, который и лег в основу картины «Художник воспроизводит типичную окраску волжского городка ранней весной. Мы видим тающий снег на переднем плане и обнаженную коричневую землю с голубыми маленькими озерками талой воды, чувствуем ласковый весенний теплый ветерок и как бы слышим грачиный гомон.
Это — радостный гимн весне. Это — ее наступление. Плывут весенние облака, но вот уже виден чистый кусочек голубого неба. Общий светлый колорит полотна Саврасов строит на скромных, приглушенных сопоставлениях чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей почвы, деревьев и отсыревших строений.
Цветовые переходы придают изображению большую жизненность и поэтичность. От полотна веет свежестью наступающей ранней весны.
Огромное значение картины не исчерпывается лишь живым и непосредственным восприятием лирического образа. Оно значительно шире и глубже. Здесь пейзаж неотъемлем от жизни людей — это природа, которую обжили люди. Художник взволнованно рассказывает о судьбе народа, о его жизни, он говорит о горячем желании увидеть родную землю обновленной. В своем произведении Саврасов поднимает большую социальную тему, связанную с демократическими идеалами своего времени.