Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. 1969. Автор: Н.Ф. Лапунова
, отмечая тонкую лиричность искусства Саврасова и его «безграничную любовь к родной земле», писал: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».
Но эта прекрасная картина не только итог долгих поисков художника и победа не только самого Саврасова, но и всей русской пейзажной живописи 60-х — начала 70-х годов XIX столетия, подготовившей в дальнейшем создание таких замечательных полотен, как «Московский дворик» Поленова, «Март» и «Весна. Большая вода» Левитана и других.
Семидесятые годы — пора наивысшего расцвета творчества Саврасова. Тонкий поэт-лирик, горячо любящий родную страну, создает в это время много великолепных полотен. В них он стремится философски осмыслить и понять жизнь природы и окружающее во всей их глубине и значительности. Сколько грустной поэзии в рисунке «Осенняя ночь» (1872). Порывистый ветер стремительно несет осенние тучи, где-то вдалеке тоненькой полоской скупо пробивается холодный лунный свет, падая на мокрую землю. Вокруг ни единой души. Художник тонко и остро передает в природе состояние, созвучное одиночеству человека, его мятущейся души.
Полна поэтичности картина Саврасова «Проселок» (1873). Это типичный мотив природы многих уголков России — грязная проезжая дорога с ямами, залитыми дождевой водой, с растущими у обочин купами ветел. Почти весь огромный небосклон застилают грозовые облака. Но гроза уходит. Где-то солнечные лучи уже пробились сквозь тучи и упали на поле, освещая созревающую рожь, примятую только что прошедшим дождем. Зазеленела обмытая ливнем трава у дороги, и солнце вот-вот заиграет в лужицах мутной воды на размытых рыже-серых колеях от крестьянских телег. Заискрилось все вокруг от вновь появившегося солнечного света, наполнив картину радостным ощущением жизни. Влажный свежий воздух, пронизанный лучом солнца, создает особую красоту колорита. Саврасов стремиться тонкими оттенками цвета передать и дорогу, и небо с уходящими облаками, и разметавшиеся под ветром мокрые коричневые ветлы. Здесь Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея» по своей типичности. Произведения Саврасова были своеобразной школой для , в пейзажах которого — «Вечер в деревне», «Мостик», «Золотая осеньЗолотая осень. 1895Холст, масло., 82 x 126Государственная Третьяковская галерея», «Слободка» и «ИзбыИзбы. 1899Холст, масло, 57,5 x 88Частное собрание» — сказалось сильное влияние творчества Саврасова.
выступает как живописец большого темперамента, артистически владеющий профессиональным мастерством. Вдохновенная кисть художника создает волнующе-поэтический, жизнеутверждающий образ природы. Картина «Проселок» родственна полотну «К середине 1870-х годов в полотнах Саврасова окончательно исчезает монохромность, свойственная произведениям раннего периода. Колорит картин становится богаче и обретает единство и цельность. Художник свободно владеет живописной палитрой, легко и артистично передает тончайшие нюансы цветовых отношений.
На картинах Саврасова краски Становятся интенсивными, звучащими во всю силу. Об этом свидетельствует цветовая насыщенность этюдов к «Грачам»; великолепный по яркости и свежести этюд «Пейзаж со сломанным деревом», где художник контрастным сопоставлением синей реки с белым парусом лодки и облаком у горизонта, яркости зелени рощи справа и оранжевым стволом сосны поражает насыщенные колоритом. Не менее великолепен упоминавшийся ранее монохромный этюд «Весна» (1874). Необыкновенно тонок и красив по живописи осенний этюд «Аллея» (1870). Лучшим этюдам Саврасова свойственна свежесть и непосредственность восприятия художником увиденного им пейзажного мотива. Родная природа для него — неиссякаемый источник мыслей и чувств, творческого горения. Картину «Дворик. ЗимаДворик. Зима. 1870-еХолст, масло., 53 x 43Государственная Третьяковская галерея» (1870-е гг.) Саврасов написал с необыкновенной тонкостью и блеском живописного мастерства.
В картине «Вечер. Перелет птицВечер. Перелет птиц. 1874Холст, масло, 82,5 x 65Одесский художественный музей» (1874) перед взором зрителя предстают необъятные дали, которые сливаются с океаном неба. Чахлые редкие кустики одиноко растут в печальной осенней долине, на небольшом пригорке, среди пустынных полей примостилась далекая деревенька с церковью.
Высоко в небе летят стаи птиц. Поэтически приподнятое настроение в картине создает влекущая сила огромного пространства далей и неба. Эмоциональность цветового звучания роднит это произведение с лучшими полотнами
.В 1876—1877 годах
пишет одно из наиболее интересных произведений этого периода — «Зимний пейзаж. Иней». Спокойно стоят заиндевелые деревья в лесу, воздух пронизан легким морозцем, который уже подбирается к реке, не успевшей покрыться льдом. Тонкое сочетание голубых и зеленоватых оттенков создает воздушность в картине.Саврасов в совершенстве владеет тональной живописью, благодаря которой он достигает большой убедительности в передаче многообразной красоты родной природы («Пейзаж со стадом у реки», «Летний пейзаж с дубами», «После грозы», «Летний день»). В этих произведениях присутствуют и черты декоративности.
Во многих пейзажах конца 1870-х годов у Саврасова можно встретить налет романтизма, свойственного его ранним произведениям. Так, он пишет элегическую картину «Могила на ВолгеМогила на Волге. Окрестности Ярославля. 1874Холст, масло, 81,3 x 65Государственный художественный музей Алтайского края» (1874). Это произведение высоко оценил Левитан.