Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. 1969. Автор: Н.Ф. Лапунова
Для Саврасова характерны непрестанные поиски в области совершенствования живописного мастерства и стремление разнообразить манеру письма. Стоит сопоставить такие работы как «Зимняя дорога» и «Проселок», чтобы убедиться в этом. В семидесятых годах
широко популярен не только как пейзажист, но и как педагог.Но талант художника гибнет из-за быстро развивающегося алкоголизма. Саврасов начинает все чаще и чаще уклоняться от своих педагогических обязанностей, пока наконец его не увольняют. В это время его покидает жена вместе с детьми, и художник ведет почти бездомную жизнь, друзья и немногочисленные поклонники пытаются вывести хуторка из этого состояния, но ему уже трудно помочь. Так, некий Л. Размадзе в декабре 1895 года обращается к П.М. Третьякову с просьбой помочь больному Саврасову, он пишет: «Вот уже около года, как ослаб настолько, что работать почти не может теперешняя жизнь его похожа на медленное умирание». Нет больше сил бороться с голодом и нищетой. К тому же в этот период Саврасов обременен двумя малолетними детьми от второго брака. Он с трудом сводит концы с концами. Вот что пишет об этом периоде его жизни в книге воспоминаний «Друзья и встречи» писатель В. Гиляровский: «Мне случайно пришлось познакомиться с тем бедственным положением, в котором находится один из выдающихся русских художников
. Достигнув преклонного возраста, этот больной человек вынужден жить с женой и двумя малолетними детьми в обстановке столь жалкой, которая едва ли удовлетворяла бы самого нетребовательного ремесленника, вынужден подвергаться самым тяжелым лишениям; при всем том, ознакомившись с последними работами , например, с его картиной «Огороды», виденной мною в числе других его вещей у одного из моих знакомых и писанной в прошлом 1893 году, я не могу не выразить уверенности в том, что художник даже в эти последние бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи. То же должен сказать и о виденных мною его последних карандашных рисунках. Насколько я мог убедиться из личного наблюдения, бедственное положение художника зависит, главным образом, от того, что, будучи очень нетребовательным и непритязательным в материальном отношении, он за последние годы попал в руки некоего эксплуатирующего его талант торговца, который, продавая его картины по дорогой цене, сам оплачивает их грошами, постоянно держа художника в состоянии задолженности и невозможности сквитаться».Замечательный русский художник, один из первых создателей русского национального реалистического пейзажа, горячо любящий свою родину, умер в 1897 году в одиночестве и нищете.
Левитан в некрологе писал о нем: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов... С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Художественное наследие
— огромный вклад в русское изобразительное искусство.Советские художники внимательно изучают произведения Саврасова, пленяющие своей правдивостью, подкупающие своей искренностью и красотой.
Лапунова Нина Филипповна
Издательство «Художник РСФСР». 1969 г.