Беседа с народными депутатами. 1989. Автор: Ю. Котова
Да, я любуюсь на выставке мастерством, есть интересные идеи, неожиданные ходы. Но надеюсь, что третья выставка автономий будет уже не отчетом, а на ней будет живой пульс сегодняшнего дня. уходящий корнями в глубокое наследие каждой нации. Возьмите И. Глазунова. Хорошо сказал о нем один зритель. Глазунов учел, что русские очень хотят иметь свое национальное искусство. Можно эту задачу решать по-разному — делать аппликации из парчи и речного жемчуга, глаза рисовать от переносицы до уха, создавать огромные живописные ребусы, которые потом будет разгадывать зритель. Во всяком случае, он нырнул в историю, хотя и работает тан, может быть, больше как бизнесмен.
Хорошо, что сделали экспозицию по автономиям. Мы двадцать лет боролись против того, чтобы Российская Федерация и наша главная столица — Москва «замешивали* все республики и автономии в «кашу», в которой не отличишь одну республику от другой, забудешь язык своей матери.
Ю. МЕЛЕНТЪЕВ. министр культуры РСФСР.
Я рад выступлению В. И. Стельмашонка. Здесь действительно есть мастера, похожие на своих учителей. Влияние большого искусства России на автономные республики есть — было бы странно, если бы его не было. Но при этом в России до последнего времени было лишь два крупных художественных вуза — имени Сурикова и имени Репина. И в этих вузах оказались единицы представителей русской молодежи или других национальностей России, так как огромное число мест занято представителями других союзных республик и особенно зарубежных стран, которые все больше стремится учиться именно в наших институтах. Несмотря на то. что вас упрекают в бесконечной отсталости от передовых течений, а считаю, что мы остались неким заповедником, оазисом реалистического искусства во всем многообразии его форм, конечно не сводимого, например, к искусству М— 50-х годов.
С огромным трудом (нам очень мешали) мы открыли наконец новый художественный институт в Красноярске что весьма важно, учитывая пиз-кий в Сибири процент художников с высшим образованием. Так же важно, преодолевая сопротивление различных сил решить вопрос о Российской Академии художеств, которую мы хотим возродить в Москве (на ул. Кирова, 21), на той территории, где существовало славное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И надеемся, что там будет не 6—10% (как в существующих крупных вузах), а 70—90% представителей всех национальностей РСФСР, и русских в том числе, которых по разным причинам в последнее время не очень пускали в вузы. За счет этих шагов мы надеемся повысить уровень и самобытность искусства России. Этой задаче служит вся деятельность нашего российского Министерства культуры.
Мне понятно выступление В. Стельмашонка, потому что и белорусам «самобытники» очень не хватает. Недавно мы были с В. Сидоровым в Минске. Вместе с работниками Минкуль-туры Белоруссии и представителями творческих союзов старались найти формы взаимодействия. Наконец появляется в Белоруссии музей народного искусства, который, я думаю, должен стать национальной галереей их народного искусства. Чего мы им от души желаем и в чем готовы оказать всяческую помощь. Мы кровно заинтересованы, чтобы Белоруссия была самобытной национальной силой в нашей стране, тем более что она близка нам по культуре, но языку, который надо спасать. Спасать надо и русский язык, превратившийся в расхожий газетный «сленг» из 1000—1500 слов. Мы мечтаем, чтобы все больше людей в Белоруссии, Эстонии, Якутии, других регионах осваивали не это среднестатистическое эсперанто, а подлинный русский язык, ничего общего с подобным суррогатом не имеющий. Счастье, что у нас есть носители истинного русского языка — такие, как присутствующий здесь В. П. Астафьев.