Беседа с народными депутатами. 1989. Автор: Ю. Котова
В. СИДОРОВ, председатель правления Союза художников РСФСР.
Пользуясь присутствием народных депутатов, я хотел бы привлечь внимание к тому, что в РСФСР до сих пор не имеют элементарных выставочных залов Якутия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Чечено-Ингушетия, Карелия, Удмуртия, Коми республика, Мордовская, Марийская и Тувинская республики. У нас нет собственного зала Союза российских художников. Нас двацать пять лет «футболят» с места на место. И даже после решения правительства мы до сих пор не можем закрепиться на месте. Без помощи депутатов нам эту проб-лему^не решить. Москва как столица России должна иметь свой зал. Чтобы провести республиканскую выставку в Манеже или в ЦДХ на Крымском валу, мы тратим сотни тысяч рублей. Мы давно бы дворцы построили! Народные депутаты, помогите нам в строительстве российского выставочного зала в Москве и в автономных республиках!
В КАЛАШНИКОВ, сотрудник редакции журнала «Художник».
Здесь прозвучал упрек уважаемого депутата и художника В. Стельмашон-ка в том, что на этой выставке автономные республики и области представлены однотипными работами и отсутствует национальное своеобразие. Может быть, я его неправильно понял. Тогда пусть он меня извинит и поправит.
Да, действительно, в каждой республике есть выпускники Суриковско-го и Репинского институтов. Но давайте исходить из реальностей. Какая у нас сейчас может быть альтернатива? В качестве таковой можно рассмотреть выставку, проходившую здесь же в конце 1988 года, широко освещавшуюся прессой и преподносимую как качественное достижение советского искусства. Я имею в виду Всесоюзную молодежную. Были представлены все республики. Развеска так же, как сейчас, была по республикам, а не «в каше». Но когда я шел по той выставке, извините меня, складывалось впечатление, что работала одна бригада. Национальная специфика в лучшем случае затрагивалась в сюжетике, в атрибутах. Единственно каким-то чудом сохранили национальное своеобразие, на мой взгляд, киргизские художники.
Нынешняя же выставка, при всех возможных упреках организационного и экспозиционного порядка, сделала главное — представила каждую автономию в ее своеобразии. Если смотреть непредвзято, то, даже не вдаваясь в тонкости профессионализма, видно различие искусства Якутии и Калмыкии, Бурятии и Татарии, Карелия и Северной Осетии...
А вот ту Всесоюзную молодежную выставку вообще было бессмысленно экспонировать по республикам, а надо было это делать по направлениям. Потому что кубизм одинаков, что на Украине, что в Казахстане. Супрематизм, «соц-арт», фотореализм совершенно одинаковы от Балтики до Памира. Да и порядком уже наскучили.
Материал подготовила Ю. Котова.