Беседа со скульптором о поэзии

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Беседа со скульптором о поэзии. 1990. Автор: Н. Иванов

Земля их мышцы налила своею силой нутряной,

и солнцу, если захотят, дадут они маршрут иной. 

И, если захотят, они и солнце бросят в небеса, 

и, если захотят, его с небес низвергнут на леса... 

Воспламененные огнем вселенной, если захотят, 

придя в движенье, толпы те каких чудес не сотворят?

Это отрывок на лучшей поэмы Чаренца «Неистовые толпы». Понятие «толпы» далеко и даже противоположно пушкинскому выражению «червь». Неистовые толпы — это народ, одержимый мечтой, сплоченный в борьбе, дерзнувший разрушить старый мир и построить новый. Этот парод способен творить чудеса. В его сознании постепенно гордый Борец побеждает согбенного Раба...

А кроме стремления к небу, свободе, космосу, что выражают летящие вертикали вогнутых пластин и гудящих труб, составляющие пластическую основу восемнадцатиметрового монумента? Чаренц был певцом шумного города, растущих заводов и строек. Николай Вагратович, не воплощены ли в столь сложно переплетенной урбанистической конструкции какие-то постоянные темы, сквозные образы поэзия вашего героя?

Да, в стихах Чаренца не раз встречается картина тревожного города, пробуждающегося от томительного сна. Я почти «процитировал» строфы поэта в динамичной пластической метафоре. Судите сами:

Тревога острая в сердцах воспламенялась и росла

Как клинья, плавая в крови и глубоко вонзаясь ввысь,

гиганты-трубы высоко отливом зарева зажглись 

Сверкали, но из горла их не вырывался в небу дым, 

и обволакивалась даль покровом дымно-голубым. 

Туман вечерний только полз и все сгущался над землей, 

и контуры железных труб слились с туманной пеленой.

Действительно, контуры железных труб в композиции Никогосяна царят в окружающем пространстве, бронзовые фигуры приковывают внимание, заставляют зрителя пытливо вчитываться в мир поэзии Чаренца. Зритель может спустнтьсн по красному граниту к подножию разновеликих бронзовых стел... Собственно, у памятника нет подножия, нет традиционно возвышающего постамента. Зритель по мере приближения с фасадной стороны может близко подойти к монументу п, чуть приподняв голову, заглянуть в прикрытое кистью руки лицо Поэта. Насколько портретно точен образ героя и какую роль отводит ему автор в композиции?