Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896]

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

Боголюбов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: Г. Кожевников

Полон также живого и реального восприятия природы этюд «Экуан. Ливень» (Горьковский художественный музей). Справа на молодую рощицу ливнем обрушились серые тучи. Гонимое ветром и дождем, бежит по дороге стадо. А слева уже проглядывает ясное небо, и обильно умытая дождем сочная зелень горит под ярким солнечным светом, пробивающимся сквозь дождевую завесу. Этот этюд замечателен и по живописному решению, Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... здесь мастерски сочетает широкое обобщенное письмо с умело введенными деталями. Дождь и брызги над рощей он решает несколькими ударами большой щетинной кисти по непросохшим пропискам неба и дали, и на этом фоне наносит ажур листвы и сучьев небольших деревьев. Листва, трава, стадо прописаны небольшими плотными мазочками — манера, характерная для большинства произведений Боголюбова последнего периода.

Трудно найти в русском искусстве подобную картину, где бы так же мастерски были написаны яркая зелень с яркой синевой неба.

Почти во всех пейзажах и маринах Боголюбова присутствует человек. Или это рыбаки, вытаскивающие суда, стоя по пояс в воде, или это люди, попавшие в стихийное бедствие и героически сражающиеся с этой стихией, или это лихорадочно работающие под огромными зонтами художники, или это бедные рыбаки, собирающие на мокром берегу дары, оставленные морем в отлив, или же это просто гуляющая на набережной публика. Человек в произведениях Боголюбова органически слит с природой, он в ней живет, он сам является неотъемлемой частью природы.

Не менее значительными и интересными, чем картины и этюды Боголюбова, являются его рисунки. Это самостоятельная, значительная область в творчестве художника, о размерах которой можно судить хотя бы уже по тому, что только в собраниях Русского музея в Ленинграде и в Саратовском художественном музее хранится до двух тысяч его рисунков. Конечно, он» далеко не все равноценны.

Виртуозность и мастерство, присущие рисункам Боголюбова, явились не сразу. Они явились в результате упорной работы в течение десятилетий, благодаря тому, что Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... почти не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения, воспоминания или мысли на всем, что оказывалось у него под рукой: будь то визитная карточка или каталог последней выставки, тетрадь или миниатюрный блокнот.

Наряду с путевыми, случайными набросками художник создал целый ряд крупных станковых рисунков, к которым он приходил через многочисленные эскизы и наброски. Таковы его «Взрыв монитораБоголюбов А. П. Взрыв турецкого монитора «Сейфи» на Дунае 14 мая 1877 года. 1877-Взрыв турецкого монитора «Сейфи» на Дунае 14 мая 1877 года. 1877-. 1878Бумага, уголь, 40 x 58Центральный военно-морской музей», «Дело Шестакова и Дубасова», «Буря», «Крушение судна», а также блестящие отмывки тушью, как «ШевенингенБоголюбов А. П. Шевенинген. ГолландияШевенинген. Голландия. 1885Холст, масло, 14,6 x 17Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» (Третьяковская галлерея), «ВенецияБоголюбов А. П. ВенецияВенеция. 1872Бумага, акварель, 24,4 x 34Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева», «Барбизон» и другие в собраниях Саратовского художественного музея.

Кроме этого, Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... много работал над литографией, офортом и росписью фарфора, а также исполнял работы по стенной живописи.

Творческий путь Боголюбова — замечательный пример самоотверженного труда и преданности своему делу, замечательный пример борьбы за овладение высоким живописным мастерством, глубоким реалистическим искусством. Начав работать в период, когда пейзаж еще считался «второстепенным жанром», когда процветали пейзажи с эффектным освещением, красивыми замками и развалинами, Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... через полувековой

свои творческий путь уверенно пронес и сохранил свое большое и глубокое реалистическое искусство.

В многообразной общественной и художественной деятельности Боголюбова отразились чаяния и противоречия большей части русской интеллигенции 70—80-х годов прошлого века.

Боголюбов был удивительно простым человеком, с широкой русской душой. Всегда отзывчивый, (внимательный к судьбе другого, он делал для нуждающегося все, что было в его силах.

Можно привести много фактов, характеризующих Боголюбова как великодушного и высококультурного человека, гуманиста, посвятившего большую часть своей жизни русскому искусству и отдельным его представителям.

Известный гравер Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... в своем очерке «Боголюбов в Париже» пишет: «Кто из приезжающих художников в Париже может забыть того уютного, гостеприимного уголка, в котором находил всегда участие и добрый совет истинно русской души хозяина, готового помочь во всех затруднениях, так естественно встречающихся в таком большом художественном центре, как Париж. И вот тут-то является необходимым такой просвещенный и опытный руководитель, маститый профессор А.П. Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,...».

Когда И.Е. Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... за границей (в 1874 г.) остался без денег, Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... устраивает ему выгодный заказ, и молодой художник может снова приняться за картину «СадкоРепин И. Е. СадкоСадко. 1876Холст, масло, 322,5 x 230Государственный Русский музей».

Через посредство Боголюбова очень часто получали выгодные заказы Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят..., Савицкий Савицкий Константин Аполлонович Савицкий Константин Аполлонович [1844—1905] Российский художник, академик живописи...., Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... и другие. Цены на эти заказы обычно устанавливал сам Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,..., выговаривая при этом возможно более выгодные условия для художников.

В 1874 году целая плеяда молодых русских художников, пенсионеров Академии художеств, в числе которых были Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., Харламов Харламов Алексей Алексеевич Харламов Алексей Алексеевич [1840—1922] Русский художник. Портретист и мастер бытовых сценок.  С 1874 - академик. Участник выставок Императорской Академии художеств, Товарищества передвижных художественных выставок (с 1879), Московского Общества любителей художеств, Парижского салона и..., Савицкий Савицкий Константин Аполлонович Савицкий Константин Аполлонович [1844—1905] Российский художник, академик живописи...., Верещагин Верещагин Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич [1842—1904] Известный русский художник, мастер батальной картины. В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864)...., Антокольский Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую  «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских..., А. Беггров Беггров Александр Карлович Беггров Александр Карлович [1841—1914] Русский живописец и акварелист. Сын художника . Унаследовав от отца художественные способности, А. К. Беггров тем не менее стал морским офицером. В 1870 г. начал посещать Петербургскую АХ в качестве вольнослушателя по мастерской... и другие, находит себе приют в Париже у жившего там Боголюбова.

Молодым художникам нужно было присмотреться и узнать европейское искусство. В этом им помогает Боголюбов. Он посещает с ними мастерские французских художников, бывает на выставках, в музеях, салонах. Но русским художникам, наделенным драгоценным качеством художника — сердцем, многое иа Западе оказалось не по нутру. Западное искусство было ложно и порочно по своей идее. Как раз в это время Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... писал из Парижа: «Живопись современных французов пуста по содержанию, для художников не существует жизни, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются, не встретил я еще у них ни одного «таланта, ни одной живой души». Русским! художникам, имеющим иные идеалы и свою истинно передовую, реалистическую школу, нечего было занять у иностранцев, разве только можно было поучиться мастерству звучания красок, а главное, самому побольше писать с натуры, изучать жизнь.

Вместе с Боголюбовым все эти художники выезжали на лоно природы, на берег моря в Нормандию. В местечке Вель, где сам Боголюбов бывал и работал уже не раз, вся компания дружно и плодотворно работала на натуре с самого утра до позднего времени, много спорили, устраивая шумные, оригинальные вечера. Истинно по-русски, остроумно, весело и задорно проходили они. На этих вечерах соблюдались русские обычаи, пелись русские песни, читались стихи, а меню состояло только из русских блюд. Шумно и оригинально встретили русские художники новый 1878 год в Париже у Боголюбова. На блюде, расписанном молодыми друзьями Боголюбова — Репиным, Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в...ым, Савицким Савицкий Константин Аполлонович Савицкий Константин Аполлонович [1844—1905] Российский художник, академик живописи...., Дмитриевым-Оревдбургским, хозяину дома по старинному русскому обычаю был поднесен хлеб-соль. После исполняли живые картины на фоне прекрасно написанных Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в...ым, Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,...ым и Шиндлером декораций; в хороводе ходили коза-плясун — художник Савицкий Савицкий Константин Аполлонович Савицкий Константин Аполлонович [1844—1905] Российский художник, академик живописи...., а Беггров Беггров Александр Карлович Беггров Александр Карлович [1841—1914] Русский живописец и акварелист. Сын художника . Унаследовав от отца художественные способности, А. К. Беггров тем не менее стал морским офицером. В 1870 г. начал посещать Петербургскую АХ в качестве вольнослушателя по мастерской... в красной рубахе, подпоясанной кушаком, водил медведя — художника Шиндлера. Затем безудержно смеялись около замечательных портретов с прорезями для головы, сделанных Репиным, куда высовывались веселые лица, изображающие то Петра Великого, то Екатерину. 

На подобных вечерах часто бывали знаменитые русские писатели, музыканты, певцы, которые исполняли свои новые произведения. Взаимное общение русских художников, постоянно группировавшихся вокруг Боголюбова на его «вторниках», а также на «четвергах» у И.С. Тургенева, «постепенно привело к мысли об организации русских художников. По инициативе Боголюбова в 1878 году был основан «Кружок русских художников в Париже». В председатели его единодушно был избран Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,..., а в секретари — И.С. Тургенев. 

Основная щель этого кружка заключалась в том, чтобы объединить русских художников, находящихся в Париже, создать им условия работы, обеспечить бесплатными материалами, художественной библиотекой, выдавать ссуды нуждающимся, устраивать выставки и т. п., содействовать русскому искусству помимо Академии. «Интересы этого кружка были не парижские, а русские вообще», — как говорил М.М. Антокольский Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую  «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских....

В 1873 году Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... был введен в состав жюри Всемирной выставки в Вене, а в 1878 году он является самым деятельным организатором участия России и Всемирной Парижской выставке. Об организации последней Антокольский Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую  «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских... писал Крамскому: «Вообще наша выставка стояла бы вверх дном, если бы не Боголюбов, который также немало крови себе испортил».

На этой выставке участвовали лучшие русские художники: Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., Савицкий Савицкий Константин Аполлонович Савицкий Константин Аполлонович [1844—1905] Российский художник, академик живописи...., Антокольский, Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... и другие, впервые показавшие такие полотна, которые обратили на себя внимание Европы и заставили признать, наконец, значительность русского искусства.

Все последующие выставки русских художников в Париже обычно организовывались при самом активном участии Боголюбова.