Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

Боголюбов. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: Г. Кожевников

Алексей Петрович Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... родился в 1824 году в селе Померанье бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью — Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века Александра Николаевича Радищева.

Рано потеряв отца, он вместе со своим старшим братом Николаем был помещен на воспитание в Александровский малолетний корпус, откуда через два года был переведен в морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. Рисовал он все: и пейзажи с замками и горами, и корабли, несущиеся по волнам, но более всего ему нравилось рисовать карикатуры на своих товарищей и особенно на учителей. За эти карикатуры он поплатился тем, что не был допущен до экзамена, так как «осмелился изобразить все главное начальство». Инцидент был улажен вмешательством А.А. Радищева (дяди Боголюбова), а с Боголюбова была взята расписка, что «пока он не будет произведен в офицеры, он не будет рисовать яи одной карикатуры». В январе 1841 года Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,..., имея от роду семнадцать лет, окончил морской корпус и был выпущен со званием мичмана.

С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику.

Сохранилось несколько картин и рисунков моряка Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах (Фрегат «Усердный», Пароход «Камчатка» и другие). Они еще далеки от профессионального мастерства, но в них уже наметилось то глубокое, пытливое начало а изучении натуры и жизни, что так характерно для всей; многолетней творческой деятельности художника Боголюбова.

Бывая за границей, Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облакам» и бурлящей водой... «Гармония красок навсегда запала в мою душу», — пишет Боголюбов в своих «Записках моряка-художника», упоминая о Тернере.

В том же году на острове Мадера произошла встреча Боголюбова с великим русским художником Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: «Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидав этюды с натуры, сказал: «Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже».

Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, ион с еще большей анергией начинает работать, решив посвятить себя целиком искусству.

Стремление стать художником находит поддержку со стороны президента Академии художеств, который советует Боголюбову: «Чем быть дюжинным офицером, будьте художником», и оказывает ему содействие при поступлении в Академию художеств. С осени 1849 года Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... начинает посещать классы Академии художеств.

В Академии художеств Боголюбов учится у М.Н. Воробьева Воробьев Максим Никифорович Воробьев Максим Никифорович [1787—1855] Русский живописец, мастер морского и архитектурного пейзажа, автор ряда батальных полотен. Заслуженный профессор Академии художеств. Преподаватель. Среди его учеников были , , ,... и Б.П. Виллевальде Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович [1818—1903] Русский художник. Профессор батальной живописи. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, а в академию поступил в 1838 г., где занимался под руководством К.П. Брюллова и А.Н. Зауервейда. Имеет все академические медали.... Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, бывший в то время на вершине своей славы,И.К. Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член..., хотя он и не был профессором Академии художеств.

С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире.

Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: «...я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили. Я увлекся ими до гадости — стал подражать».

Это увлечение Айвазовским было во все время учебы Боголюбова в Академии и оказало значительное влияние на формирование его творчества, Боголюбов в Академии делает быстрые успехи: в 1851 году за «Вид Смольного монастыря с Большой ОхтыБоголюбов А. П. Вид Смольного монастыря с Большой ОхтыВид Смольного монастыря с Большой Охты. Начало 1870-хХолст, масло., 78 x 117Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» (Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева) вместе с другими двумя пейзажами он получает вторую золотую медаль, а через год за три вида Ревеля и «Вид С.-Петербурга от взморья» он получает и первую золотую медаль.

Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.

Для работы над картиной «Вид Смольного монастыря с Большой ОхтыБоголюбов А. П. Вид Смольного монастыря с Большой ОхтыВид Смольного монастыря с Большой Охты. Начало 1870-хХолст, масло., 78 x 117Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»  Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... переселяется на охтинский берег, где делает множество этюдов и рисунков с натуры, по которым уже потом в академической мастерской пишет картину, вкладывая в нее свои конкретные наблюдения и. технические знания рисунка и живописи.

Живопись картин Боголюбова академического периода несколько суха и однообразна, но в ней есть единая световоздушная среда, колорит ее мягок и натурален, что указывает на преемственную связь Боголюбова с его учителями Воробьевым Воробьев Максим Никифорович Воробьев Максим Никифорович [1787—1855] Русский живописец, мастер морского и архитектурного пейзажа, автор ряда батальных полотен. Заслуженный профессор Академии художеств. Преподаватель. Среди его учеников были , , ,..., и Айвазовским Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член.... В них можно различить едва заметные «айвазовокие» оттенки и прозрачность воды, «воробьевскую» мягкую воздушную перспективу и легкую, прозрачную дымку, окутывающую все пейзажи.

В 1853 году Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... оканчивает Академию художеств по классу пейзажной живописи с первой золотой медалью и посылается в трехлетнюю заграничную командировку для дальнейшего совершенствования. В это же время он добивается отставки от военной службы и назначается художником Главного морского штаба.

Так как в списке городов, которые должны были посетить молодые художники — пенсионеры Академии художеств, прежде всего стоял Рим, то они и направились туда через Берлин и Дрезден.

В Дюссельдорфе Боголюбов изменил свой путь и, задержавшись на время, вернулся в Берлин и Дрезден. Здесь он решил заниматься у Андрея Ахенбаха и в Рим не ехать.

Но Ахенбах уезжал на все лето из Дюссельдорфа. Боголюбову пришлось работать одному. Он поехал в порт Антверпен и там начал с увлечением писать этюды. Однако, пишет Боголюбов в своих «Записках», «будучи весьма мало опытен, глядел на натуру не своими глазами, а все думал то об Айвазовском, то об А. Ахенбахе, отчего выходила сильная мерзость, часто меня бесившая».

Затем Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... переехал для работы в Швейцарию, где познакомился с пейзажистом Каламом. Пейзажи Калама нравились ему, но недолго. Не прошло и года, как я перестал им удивляться...», — вспоминает Боголюбов.

Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и говорят о том, что Академия дала Боголюбову немногое; чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд «Женевское озеро близ замка ЩильонБоголюбов А. П. Женевское озеро близ замка ЩильонЖеневское озеро близ замка Щильон. 1854Картон, масло, 17 х 27» (1854), таков же «СинопБоголюбов А. П. СинопСиноп. 1856Холст, масло» (1856) — этюд, в котором локализация цвета особенно проявилась: оранжевое небо, синяя вода, а между ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Пространство строится также условно. В пейзаже «Замок святого ангела в РимеБоголюбов А. П. Замок Св. Ангела в РимеЗамок Св. Ангела в Риме. 1859Холст, масло., 38 x 52Нижегородский художественный музей» (1859) передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке.

Работы Боголюбова на натуре являются поисками собственного стиля в искусстве.

Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию, где, переезжая из города в город, с большим прилежанием зарисовывает всевозможные колонны, капители и карнизы дворцов и зданий. Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов Железнов Михаил Иванович Железнов Михаил Иванович [1825—1880] Русский художник, живописец, искусствовед. Акварелист. Мастер эстампа. Ученик , почетный член Миланской Академии Художеств. Известен своими портретами и литературными трудами, особенно воспоминаниями о ...., Максутов, Макаров Макаров Иван Кузьмич Макаров Иван Кузьмич [1822—1897] Русский художник. Живописец-портретист. Академик. Начальное художественное образование получил у своего отца  в уездном училище в Саранске. Далее учился в Академии художеств в течение двух лет у профессора А.Т. Маркова, в конце академического курса..., Лагорио Лагорио Лев Феликсович Лагорио Лев Феликсович [1826—1905] Русский живописец-пейзажист, маринист, мастер батальной картины. Учился в петербургской Академии художеств с 1842 года. Его преподавателями были  и . Пенсионер председателя общества поощрения..., Чернышев, Бронников Бронников Федор Андреевич Бронников Федор Андреевич [1827—1902] Русский художник. Профессор исторической живописи (1827 - 1902). Начальное художественное образование получил у отца иконописца. Далее учился в Академии Художеств под руководством Маркова . В 1851 г. получил серебряные медали: малую за портреты с... и целый ряд других русских художников, Боголюбов останавливается там.

Обойдя мастерские многих немецких, французских и швейцарских художников, наводнявших Рим, Боголюбов увидел, что «... все эти люди, проникнутые традиционной пуссеновской теорией классического пейзажа, городили виды с 10-ю планами — рощами, каскадами, а натуры я у них не видел».

Признавая только учебу у природы, Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... усиленно начинает работать на натуре. Он вместе со своими товарищами объезжает Неаполь, Террасиио, Палермо, Мессину, Сорренто и другие города Италии. Через Капри Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... возвращается снова в Рим, где его студию посетил А.А. Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., более двадцати лет работавший здесь над картиной «Явление Христа народуИванов А. А. Явление Христа народу (Явление Мессии)Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея».

«Вы были в Сорренто и делали этюды, — сказал маэстро, — покажите-ка их-с. Да, говорят, и картину писали с пункта Щедрина», «Писал, но не знаю, как Бы ее найдете». 

«...Раз пять, не говоря ни слова, Иванов перебрал этюды, делая «гм». И, наконец, сказал: «Поздравляю-с — хорошо-с. Картину продаете-с; Двести скуд довольно?»

«Очень благодарен»...

«Но будьте так добры скажите мне Ваши замечания насчет моих этюдов, — я пишу еще ощупью».

«Мне про Вас говорил мой приятель Francois, и я вижу, что Вы его слушались, он умный художник, но Вы лучше пишете, чем рисуете, —займитесь последним, это никогда не повредит. Молодежь ошибочно думает, что кисть есть все — нет, она только совершенна, когда ей художник пишет и рисует» («Записки моряка-художника»).

Последние слова Иванова всю жизнь помнил Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,... и руководствовался ими в своей работе.

Под свежим впечатлением посещения Иванова Боголюбов едет на этюды в Олевано, где часто работал Иванов. Там Боголюбов Боголюбов Алексей Петрович Боголюбов Алексей Петрович [1824—1896] Русский пейзажист. Маринист. Учился в Императорской Академии Художеств с 1850 по 1853 год у М.Н. Воробьева и , работал у Э. Изабе в Париже и А. Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1854-1860 — пенсионер Академии Художеств (Италия,..., следуя совету Иванова, делает массу разнообразных рисунков и пишет этюды, насыщенные светом и воздухом.