Григорьев Борис Дмитриевич [1886—1939]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

Борис Григорьев. Путь в Россию. 1990. Автор: В. Дудаков

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отблеск в лицах есть.

А. Блок

Русская художественная культура первых десятилетий нашего века полна самобытными национальными талантами. Вместе с тем более чем в иные исторические периоды Россия этого времени интенсивно осваивала и постигала западноевропейские идеи и ценности. Федор Михайлович Достоевский, определяя ориентиры в духовном становлении россиян, утверждал: «У нас — русских — две родины: наша Русь и Европа».

Многие отечественные художники, жившие попеременно в России и на Западе, эмигрировавшие в Европу, Америку и Азию до, во время или после   революции,  являлись   самобытнеишими, но почти не оцененными и забытыми феноменами у себя на Родине. Их ценность заключается не в радикальных открытиях новых направлений, а в художественной значимости их работ, качественной содержательности и духовной глубине их искусства.

Одним из полярных художников, примирившим в своем живом творчестве наследие красочного и пикантного французского искусства богемы и русского беспощадного правдоискательства, доходящего до экзальтированного срыва душевных покровов, был  Борис  Дмитриевич  Григорьев Григорьев Борис Дмитриевич Григорьев Борис Дмитриевич [1886—1939] Русский художник, живописец и график, яркий представитель русского модерна.....

Рожденный в 1886 году в Москве, онГригорьев Б. Д. АвтопортретАвтопортрет. 1938 оставался верен теме России в течение всей недолгой жизни, прожитой во Франции, Германии, США, Аргентине, Чили, и незадолго до смерти, в преддверии небытия, признавался: «Меня всегда тянуло в Россию, я люблю ее всем сердцем».

Первые, еще передвижнически-реалистические работы Б. Григорьев Григорьев Борис Дмитриевич Григорьев Борис Дмитриевич [1886—1939] Русский художник, живописец и график, яркий представитель русского модерна....а связаны с русской темой. Во время затянувшейся на десять лет — с 1903 по 1913 год — учебы сначала в Строгановском художественном училище в Москве, а затем в Высшем художественном училище Академии художеств в Петербурге Б. Григорьев вызревает как художник, пробует создать собственный стиль. Он замешан на импрессионистической точности уроков А. Е. Архипова, мирискусническом сти-лизме Д. А. Щербиновского, но особенно обогащен поисками русских и западных художественных течений начала века.

За три года — с 1909 по 1912-й — Б. Григорьев Григорьев Борис Дмитриевич Григорьев Борис Дмитриевич [1886—1939] Русский художник, живописец и график, яркий представитель русского модерна.... как бы «проигрывает», осваивает всю стилистику современных ему течений — от «Союза русских художников», объединения «Мир искусства», через символическую «Голубую розу» вплоть до «левых» объединений типа   «Союз   молодежи»   и   «Бубновый валет». Часто ранние работы художника похожи на произведения старших — А. Бенуа Бенуа Александр Николаевич Бенуа Александр Николаевич [1870—1960] Русский художник, живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто. Из семьи известных архитекторов Бенуа...., В. Борисова-Мусатова Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович [1870—1905] Учился в Саратове в рисовальной школе И.Ф. Ананьева, в студии живописи и рисования Саратовского общества любителей изящных искусств у В.В. Коновалова и Г.П. Баракки, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Академии художеств... или сверстников — С. Судейкин Судейкин Сергей Юрьевич Судейкин Сергей Юрьевич [1882—1946] Русский художник, представитель символизма, один из виднейших мастеров круга «Голубой розы». Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909); в 1902 был отчислен на один год за показ на студенческой выставке работ...а, Н. Сапунова — и более молодых Н. Альтман Альтман Натан Исаевич Альтман Натан Исаевич [1889—1970] Русский и советский живописец, скульптор и график, заслуженный художник России. В раннем периоде творчества характерны черты кубизма. Лепил с натуры скульптурный портрет и серию зарисовок В. И. Ленина. Занимался оформлением театральный спектаклей, иллюстрировал...а, М. Шагал Шагал Марк (Моисей) Захарович Шагал Марк (Моисей) Захарович [1887—1985] Российский и французский художник. Занимался сценографией. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века....а. Многое в живописи Б. Григорьева заставляет вспомнить известных мастеров французской школы: Дега, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Матисса; иное вызывает в памяти полотна немецких экспрессионистов — Отто Дикса и Георга Гросса. Но при всей похожести Григорьев Григорьев Борис Дмитриевич Григорьев Борис Дмитриевич [1886—1939] Русский художник, живописец и график, яркий представитель русского модерна.... всегда узнаваем. Его работы отличает особый, почти не свойственный другим парижский шик, виртуозность, тонкость стилизации формы и одновременно гротескная и жесткая приземленность сюжетов. Многие из них — провинциальные прогулкиГригорьев Б. Д. Понт-АвенПонт-Авен. Холст, масло, 60,5 х 74Частная коллекция, богемные развлечения, фантасмагорические празднества — наполнены    динамикой   и   завороженностью, которые вызывают беспокойство и тревогу, даже парижские сцены наполнены какой-то российской жутью.