Борис Григорьев. Путь в Россию. 1990. Автор: В. Дудаков
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отблеск в лицах есть.
А. Блок
Русская художественная культура первых десятилетий нашего века полна самобытными национальными талантами. Вместе с тем более чем в иные исторические периоды Россия этого времени интенсивно осваивала и постигала западноевропейские идеи и ценности. Федор Михайлович Достоевский, определяя ориентиры в духовном становлении россиян, утверждал: «У нас — русских — две родины: наша Русь и Европа».
Многие отечественные художники, жившие попеременно в России и на Западе, эмигрировавшие в Европу, Америку и Азию до, во время или после революции, являлись самобытнеишими, но почти не оцененными и забытыми феноменами у себя на Родине. Их ценность заключается не в радикальных открытиях новых направлений, а в художественной значимости их работ, качественной содержательности и духовной глубине их искусства.
Одним из полярных художников, примирившим в своем живом творчестве наследие красочного и пикантного французского искусства богемы и русского беспощадного правдоискательства, доходящего до экзальтированного срыва душевных покровов, был
.
Рожденный в 1886 году в Москве, онАвтопортрет. 1938 оставался верен теме России в течение всей недолгой жизни, прожитой во Франции, Германии, США, Аргентине, Чили, и незадолго до смерти, в преддверии небытия, признавался: «Меня всегда тянуло в Россию, я люблю ее всем сердцем».
Первые, еще передвижнически-реалистические работы
а связаны с русской темой. Во время затянувшейся на десять лет — с 1903 по 1913 год — учебы сначала в Строгановском художественном училище в Москве, а затем в Высшем художественном училище Академии художеств в Петербурге Б. Григорьев вызревает как художник, пробует создать собственный стиль. Он замешан на импрессионистической точности уроков А. Е. Архипова, мирискусническом сти-лизме Д. А. Щербиновского, но особенно обогащен поисками русских и западных художественных течений начала века.
За три года — с 1909 по 1912-й — провинциальные прогулкиПонт-Авен. Холст, масло, 60,5 х 74Частная коллекция, богемные развлечения, фантасмагорические празднества — наполнены динамикой и завороженностью, которые вызывают беспокойство и тревогу, даже парижские сцены наполнены какой-то российской жутью.