Борис Григорьев. Путь в Россию. 1990. Автор: В. Дудаков
Современник
а, писатель Евгений Замятин, тонко проникая в российскую душу и пророчески предвидя мертвящую силу грядущего тоталитарного режима, считал «Расею» Григорьева и поэму Александра Блока «Двенадцать» ключевыми для постижения русской реальности нашего века.Григорьеву постоянно был свойствен большой диапазон явлений и тем. Русская провинция, парижская богема, юродивые, странники и завсегдатаи кабачков и театров, паломники и бродячие комедианты, люди, нелюди и животные — все постигали его могучая кисть и утонченный карандаш.
Особенно блистательны его рисунки серии «Иптимитэ», где эротическое бесстыдство подсматривания, очевидное еще в работах Дега, Тулуз-Лотрека и Дикса, едва сдерживается целомудренной линией. Рисунок Григорьева оттачивался в русских сатирических журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», в меру оппозиционных и фривольных. Удивительно точен и изыскан стиль его зарисовок животных, домашних и диких. В них нет иронии, художник предлагает нам любоваться их совершенством с тем сильным и наивным чувством, которое могло быть доступно только в день их сотворения.
Григорьев был дружен и знаком с выдающимися людьми русской культуры. Он оставил их портреты, которые уже сами по себе составляют явление российской художественной жизни. Режиссер Всеволод Мейерхольд, застывший в гротескном танце, народный поэт Николай Клюев, мистически сосредоточенный художник Николай Рерих, барственный и непокорный толпе певец Федор Шаляпин, Максим Горький, Есенин, Рахманинов, Коненков, Кустодиев, Добужинский — вереницы образов поэтов, художников, музыкантов оживают в портретах Григорьева как тени прошлого, чтобы повествовать нам о трудных судьбах русской культуры.
В 1919 году
навсегда уезжает из России. Лишившись родных корней, он всю жизнь питается соками родины и остается кровно с ней связан. В Германии, Франции, США, Аргентине, Бразилии, Чили он видит и пишет любопытную ему живую и разную жизнь, преподает и фантазирует, дружит и ссорится. Но мысленно за миражами странствий перед ним всегда стоит образ родной земли, которой он остается верен до конца жизни.«Для нас, художников, Россия еще полная тайна, Россия — чудо, Россия— мать»,— пишет художник незадолго до смерти (1939). Имя этого большого мастера надолго окружили стеной молчания. И только через много лет отчуждения впервые в сентябре 1989 года в древнем городе Пскове, а затем в Москве, в залах Советского фонда культуры, была открыта небольшая выставка работ Григорьева. Можно лишь надеяться, что не за горами и большая ретроспектива работ художника, которая объединит созданное им в России и на Западе.
В. ДУДАКОВ