Волков Юрий Васильевич [1921—1991]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Художник, опередивший свое время, или непонятный гений Юрия Волкова. 2012. Автор: Волкова О.В.

...все будет прощено
И свежей станет боль, и новым лес,
И, может быть, неведомым друзьям
Бог счастье даст, обещанное нам.

Леон-Поль Фарг


У истока явлений Мощней зарождаются ветры.

Жан-Клод Ренар

I.

Юрий Васильевич Волков Волков Юрий Васильевич Волков Юрий Васильевич [1921—1991] Выдающийся советский художник. Живописец-баталист. Член Союза художников СССР.... (1921-1991 гг.) — выдающийся художник реалистического направления в изобразительном искусстве второй половины XX века. Человек яркой судьбы, философского склада ума, тонко чувствующий страдания и радости своего народа, познавший в полной мере трагедию Великой Отечественной войны, так и не сумевший изжить ее в своем сердце и памяти, и выплеснувший эту осознанную боль на полотна, ставшие знаковыми в искусстве живописи советского периода. В своих произведениях художник показывает войну как общечеловеческую трагедию, предельно обнажая бесчеловечность зла и высвечивая красоту человеческой души и гармонию мира природы. Его полотна проникнуты глубоким психологизмом и драматизмом. В них отражается человеческая судьба во всем многообразии ее проявлений.

Личность Юрия Васильевича Волкова отличало благородство мыслей и чувств, сформировавшееся под влиянием глубокой веры и благочестия. «Я не видел человека скромнее и честнее», — так говорили многие, знавшие Юрия Васильевича

Художник родился 26 июня 1921 года в Севастополе в православной семье. Вскоре семья переселяется в Евпаторию. Здесь светло и безмятежно пролетели годы детства и юношества Юры Волкова. С пяти лет он начал рисовать. Отец, мама и старший брат Сережа1 поощряли это увлечение, называя его «любимым делом Юры». Отец — Василий Иванович2 происходил из семьи священника. Он со-бирал рисунки младшего сына и очень гордился ими. Работал обык новенным служащим, но сердце навсегда отдал искусству. Свой дом он украсил репродукциями картин передвижников, которые Юра, как завороженный, любил подолгу рассматривать. Но ангелом-хранителем Юры стала мама3, Галина Николаевна — дочь потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга Корнилова Н.М., медицинская сестра. Она обладала твёрдой волей, была трудолюбива, предана своим детям. Именно маме художник присылал свои письма с фронта, с ней делился сокровенным — мыслями о творчестве, ей доверил бесценный военный реквизит. После войны она помогала сыну строить мастерскую и на летние каникулы забирала к морю его детей, живших с бывшей женой в Москве. Она купила сыну красивое коричневое пальто и шляпу, которые он всегда носил с любовью.

Юрий Васильевич нередко вспоминал молящуюся маму. Когда он рисовал, она часто читала Библию вслух, и затем все близкие рассуждали о прочитанном.

Эта старинная семейная Библия после смерти матери была похищена, и Юрий Васильевич очень сожалел об этом.

Но в его мастерской сохранились еще две книги, которые любила мама: «Христианское учение о нравственности» (Издание книготорговца И.Л. Тузова, Санкт-Петербург, 1890 г.) и Л.Н. Толстой «Мысли на каждый день» (Издание В.М. Саблина в Москве, 1912 г.). Эти сочинения впоследствии он перечитывал не один раз и отмечал сбоку на страницах книг строки, оставившие глубокий след в душе, повлиявшие на формирование его мировоззрения. Вот некоторые из них: «Истинное знание самостоятельно" (Л. Толстой); «Всё живое трепещет мучения, всё живое боится смерти: познай самого себя во всяком живом существе — и не убивай и не причиняй смерти» (буддийская мудрость); «Равенство не может быть осуществлено, как это думают, гражданскими мероприятиями, оно осуществляется только любовью к Богу (Добру, Истине) и к людям» (Л. Толстой); «Именно в наше время состояние мира и мировых событий в высшей степени заставляют нас обращать величайшее внимание на учение Священного Писания о Царствии Божием в его отношении к миру» (из «Христианского учения о нравственности»). Любимой литературой, на которой воспитывались дети в семье Волковых, была, конечно, русская классическая литература. Особенно, произведения Антона Павловича Чехова.

II.

...а в тени
То слитная, то сквозная зеленоватость филлоксеры и веток,
И — свет к самым зрачкам, чтобы проникнуть в тайну крыши,
и амфоры, и родника, бегущего под смоковницей,
И стеклу показать стекло,
И того, кто находит источники,
и каменщика на корягах морских...

Жан-Клод Ренар

В 1938 году Юрий окончил среднюю школу № 2 (ныне ЕУВК «Гимназия имени И. Сельвинского»). Любимый предмет — рисование — вел талантливый педагог, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Павел Александрович Алипов. На его уроках дети, вдохновляясь яркими и удивительными рассказами о жизни великих художников, увлеченно рисовали, забывая о времени.

После уроков юные любители рисования спешили в изостудию. Занятия в ней проводил тоже Павел Александрович. Вместе с Юрием Волковым занимались: Георгий Куриленко (впоследствии член Национального союза художников Украины, Заслуженный художник АР Крым) Юрий Белкин (в будущем мастер пленэрного пейзажа), Владимир Цыгоний, (ставший затем преподавателем изобразительного искусства в Евпатории), Александр Мельников (художник-маринист, Заслуженный врач АР Крым)...

Рисунки юного Юрия Волкова были отмечены ярким талантом. Уже в шестнадцать лет на Всесоюзном конкурсе детского творчества в Москве он получает первую премию за многофигурную акварель «Переход Красной армии через Сиваш»4.

А спустя два года, в 1940 году, небольшой живописный пейзаж третьекурсника Волкова Волков Юрий Васильевич Волков Юрий Васильевич [1921—1991] Выдающийся советский художник. Живописец-баталист. Член Союза художников СССР.... «Рысистые матки на водопое» (как лучшую ученическую работу5) преподносят Академику батальной живописи Н.С. Самокишу в день его восьмидесятилетия от коллектива Крымского художественного училища.

В названиях этих работ и в выборе тем чувствуется влияние Академика. В эти годы Н.С. Самокиш жил в Симферополе. Местные газеты нередко писали о нём. Его произведения были выставлены в Симферопольском художественном музее, куда часто после занятий приходил Юрий. Время учебы в училище было одним из самых счастливых периодов в жизни Юрия Волкова. Он учился с удовольствием, радовал близких отличными успехами по живописи, рисунку и удивлял большим количеством талантливо выполненных домашних работ. На втором курсе Юрию необыкновенно повезло. Он получил разрешение от Н.С. Самокиша, Академика батальной живописи, Действительного члена Императорской Академии художеств, на дополнительные уроки по рисованию. Занятия проходили в домашней мастерской, где мэтр писал свои картины. Можно представить волнение Юры, когда он переступал порог этого святилища...

Перед началом каждого занятия Николай Семенович просматривал домашние работы ученика, делал замечания, затем, предлагал ему рисовать небольшие бронзовые скульптуры лошадей из своей уникальной коллекции, сам же отходил работать к мольберту. Он так и остался в памяти Юры: сосредоточенно рисующий у мольберта с неизменной курительной трубкой, мудрый, строгий, доброжелательный. Под влиянием Николая Семеновича Самокиша Юрий принимает решение стать баталистом и продолжить учебу в прославленной студии батального искусства им. Митрофана Борисовича Грекова. Галина Николаевна Волкова отсылает в Москву живописные работы сына и рекомендацию Н.С. Самокиша6, и вскоре Юрий получает приглашение на учебу, но начинается Великая Отечественная война. Она окончательно формирует характер художника..

III.

Пыль вилась из-под ног, в клубах света и пыли, Как в туманных плащах они вдаль уходили.

Пьер Реверди

С первых дней войны Ю.В. Волков на фронте. В октябре 1941 года он получает ранение в левую руку и позже с госпиталем попадает в немецкий плен. Трижды бежит из лагерей для военнопленных, но лишь в 1943 году ему удается вернуться в действующую Красную армию7 сапером. Во фронтовой газете за январь 1944 года можно было прочитать о втором ранении художника. Будучи ранен в голову, он продолжал подносить мины на огневые позиции и, только когда затихли взрывы и окончился бой, обратился в медпункт8. За проявленные мужество и отвагу Юрий Васильевич был награжден орденом «Красной Звезды» (1944 г.) и медалями: «За освобождение Праги» (1945 г.), «За взятие Вены» (1946 г.), «За взятие Будапешта» (1945 г.), «За победу над Германией» (1946г.) и медалью «За отвагу» (1943 г.)

Позже, в дневнике художник напишет: «Каким долгим был путь к победе через огонь, ужас, неимоверные тяготы, смерть». Пятого февраля 1945 года Волков получил от командования разрешение выполнять фронтовые зарисовки9 и писать небольшие батальные картины. Сохранились черно-белые фотографии некоторых из этих картин. Рассматривая картины по фотографиям, мы видим, что это талантливые живописные репортажи с места военных действий. Их отличает достоверность, почти документальная точность изображаемых событий и эмоциональный живой динамичный стиль исполнения. Уже в этих маленьких картинах война показана, как трагедия в жизни человека. Одна из этих картин осталась в музее г. Констанца10 в Румынии. Фотографии других в самом конце войны были отосланы Волковым в Москву в студию батального искусства им. Б.М. Грекова, откуда снова пришло приглашение на учебу11.