Художник, опередивший свое время, или непонятный гений Юрия Волкова. 2012. Автор: Волкова О.В.
IV.
Блажен, кто с золотой поры начальных лет
Из дома отчего и города родного
Следит, пока живет, как тьма сменяет свет
И после холодов жара приходит снова.
Анна де Ноай
Впечатления войны переполняли Юрия, жажда начать самостоятельную, такую любимую и желанную творческую работу была очень сильной. Поэтому в 1946 году, после демобилизации, он не едет в Москву, а возвращается в родную Евпаторию, где живет уже постоянно. Здесь он женится, здесь у него рождаются сыновья-близнецы: Алексей и Сергей. Здесь в послевоенное время были созданы все его произведения. Первые двадцать лет творчества мастерская12 художника располагалась в его однокомнатной квартире и на крыше дома, в котором он жил по улице Революции 37.
Там, на высоте второго этажа, он умело устроил передвижную площадку, которая легко разбиралась. Здесь ему не мешали ни случайные посетители, ни зелень деревьев, ни стены. А, главное — было беспредельное пространство, постановки заливало солнце, а ярко-голубые рефлексы от неба на предметах были ослепительно красивы! Здесь он постигал законы пленэрной живописи. Здесь позировали натурщики, художники Ю. Белкин, К. Кутов, Н. Воронин, А. Сухих... Или он писал с манекена. Создание манекена стало для Волкова целой школой по изучению строения человека. Чтобы самому создать манекен, необходимо было хорошо изучить пластическую анатомию.
У брата-хирурга Волков взял «Анатомию человека». По этой книге он штудировал мышцы и кости, а затем, с полным знанием дела, сам сшил из подручного материала копии мышц, выточил копии костей, и вскоре манекен в натуральную величину был готов. Он был выполнен с соблюдением всех пропорций человеческого тела, так искусно, что художник мог воспроизвести почти любое движение.
Ещё на фронте
стал собирать военный реквизит. Этот фронтовой реквизит, пропахший солдатским потом и дымом пожарищ войны, художник привез домой. Без него написать батальное полотно, в котором каждая деталь должна раскрывать историческую правду, было бы невозможно.Это была большая и редкая коллекция различных предметов одежды и оснащения немецкой армии времён Великой Отечественной войны. В неё входили обезвреженные гранаты, патроны и обоймы с патронами, несколько различных видов кобуры, немецкие ремни с пряжками, каски, фляги, сапёрные лопатки, противогазы, рюкзак, сумка, очки, сапоги, офицерские шинели, плащ, эсесовская фуражка с эмблемой... Сохранилось письмо художника к матери, в котором он пишет: «Высылаю немецкую и румынские шинели. Они не очень целые. Мама, не выбрасывай их. Они ещё нужны будут для работы над картинами»13. Интересное свидетельство о мастерской Волкова и его реквизите оставил журналист Б. Случанко, который побывал у него в 1956 году14. «Каждый, кто заходил в мастерскую, невольно мог подумать, что попал в разгромленный немецкий штаб. Навалом лежали шинели, черные немецкие мундиры, каски, тускло блестело серебро офицерских погон, угрожающе темнел ствол автомата...»
И манекен, и реквизит художник использовал, когда писал фигуру человека. Но, если необходимо было изобразить характерную голову, он прибегал к другому методу работы. Юрий Волков отбирал из документальных фотографий характерный типаж человека, затем лепил из воска форму его головы, расписывал красками, и рисовал на пленэре в нужном ракурсе. Но все же это было неживое лицо! И художник рисовал в том же ракурсе голову натурщика. Позже, создавая художественный образ, он использовал в работе оба эти этюда.
V.
Я слышу гул войны Как в собственном движенье видны
Чужие жесты...
Бернар Варгафтиг15
Не прошло и двух лет после демобилизации, как на выставках в художественном музее, в Симферополе, одна за другой появились три батальных картины Ю.В. Волкова «На Сталинградской дороге» (1947 г.), «Не уйти» (1947 г.), «Подвиг пяти черноморцевПодвиг пяти черноморцев. 1948Холст, масло, 200 х 296Симферопольский художественный музей» (1948 г.) В марте 1947 года его принимают в члены Союза художников СССР. Юрию Волкову исполняется двадцать шесть лет. Лауреат Сталинской премии писатель П.А. Павленко, видевший все три картины, писал в 1948 году: «Каждое его полотно — это рассказ богатый подробностями, насыщенный переживаниями... Все движется на его полотне, всё живет бурной и страстной жизнью. Он баталист толстовской школы»
Особый успех выпал на долю картины «Подвиг пяти черноморцевПодвиг пяти черноморцев. 1948Холст, масло, 200 х 296Симферопольский художественный музей». Огромное полотно впечатляет зрителя суровой правдой о войне. Трагическое и героическое в нем создают единый пронзительно достоверный художественный образ. Эмоционально и документально точно художник изображает кульминационный момент боя, когда ценой своей жизни моряки защищали каждый метр севастопольской земли от наступающих фашистов.
Глядя на картину, мы видим, что бой длится уже много часов. Трое матросов тяжело ранены, один — убит. Живые, помогая друг другу, продолжают мужественно отбивать новую атаку танков. Лица, фигуры героев силуэтно выделены на фоне огня. Зритель долго не может оторвать взгляд от них, поэтому не сразу видит пятого матроса, который, взяв бутылки с зажигательной смесью, ползет под фашистский танк, чтобы взорвать его и погибнуть.
не идеализирует героев. Он талантливо пишет своих современников, людей сильных духом, но внешне совершенно обычных, показывает их усталость, наспех перевязанные раны, испачканные землей окровавленные повязки, разорванную одежду. И это производит очень сильное впечатление. Эмоциональное воздействие на зрителя усиливает и батальный пейзаж. За склоненными над пулеметом матросами виден горящий немецкий танк, огненная река течет от него, заливая каменистую почву. Земля побурела от огня и тлеет. На втором плане полотна - небо, все в дыму от взрывов.Рассматривая картину, зритель понимает, что матросы погибнут, но в этот день враг будет остановлен.
Картина производит сильное впечатление не только замыслом и сюжетом, но и техникой живописи: люди, огонь, дым, небо — все в ней изображено рукой настоящего Мастера. Правда, написана она была на двух сшитых простынях, большого холста у художника ещё не было. Вскоре картины зажили своей жизнью. Все полотна и, даже эскиз к «Подвигу пяти черноморцев», приобрели музеи Крыма. Но тема Великой Отечественной войны в Крыму продолжает волновать художника.
VI.
Он оставшись один воскрешает утрату
Веер горя и бед развернув тяжело
Языком своих ран говорит о мученье
Он бросает зерно справедливого мщенья
Как возмездие тем кто свершил это зло
И как знаменье дня что готовит расплату.
Жан Марсенак
Вернёмся к более раннему времени и вспомним события декабря 1941 года. Тогда раненый Волков с загноившейся распухшей рукой бежал из немецкого плена и пришёл в оккупированную немцами Евпаторию. Он стал очевидцем трагической высадки Евпаторийского десанта. После подавления десанта в январе 1942 года немецкие оккупанты провели в городе массовые расстрелы мирных жителей. На Красной горке были расстреляны тысячи евпаторийцев. «Василий Корнилович —71 год, Яков Яровой — 72 года, Федор Бодаков — 72 года, Кондрат Ткаченко — 71 год, Никита Зайцев — 10 лет, Таня Харченко — 3 годика, Люда Таирова — 14 лет, Эмиль Кстанов — 7 лет...» — читаем в «Списке поименно расстрелянных на Красной горке»16. Среди расстрелянных — самый близкий друг Юрия Волкова — двадцатилетний Евгений Катыль. После демобилизации в 1946 году, вернувшись в Евпаторию, художник не раз приходил на Красную горку к месту расстрела евпаторийцев. Он выполнял этюды рва, где были похоронены расстрелянные фашистами люди. Позже, в 1948-1950 годах, Красная горкаКрасная горка. 1950—1960Бумага, карандаш, 38,3 х 43Евпаторийский краеведческий музей», в которой покажет, как фашисты завершают массовый расстрел мирных граждан Евпатории. Рассмотрим это историческое произведение подробнее. На переднем плане изображен ров с расстрелянными людьми. Далее -видим насыпь. На ней, у самого рва — фашисты. Внимание зрителя сразу приковывает немецкий солдат-каратель.
создаст графическую композицию «Через плечо у него висит пулеметная лента, в руке — парабеллум. Рукава гимнастёрки закатаны до локтей. Видно, что фашист приостановил свою страшную работу лишь на время, так как на машине приехали к месту расстрела генерал и офицеры.
Как выразителен образ фашиста-убийцы... Мимика лица и вся фигура говорят о том, что он привык беспрекословно выполнять приказы, но в его облике уже видны усталость и глухая притуплённость, ведь он долгие часы ходил между трупами по окровавленной земле, стрелял в людей, слышал стоны, крики раненых, их проклятия. Художник изображает ноги фашиста в глубине рва, и у зрителя создается впечатление, что убийца стоит по колено в крови. У ног этого палача лежат расстрелянные люди: маленький ребёнок, подросток, пожилые мужчины... В лицах и позах мужчин передано застывшее страдание, в фигурах детей - беззащитность. Этот контраст бездушной силы и человеческих страданий, найденный Волковым-художником, потрясает до глубины души.
На земляном валу, на возвышении, выделен пожилой немецкий генерал — руководитель расстрела, которому ефрейтор докладывает о ходе операции. Его лицо подобно маске. Он бесстрастно смотрит на тысячи трупов перед собой и привычно отдает последние указания. Фигура ефрейтора также выразительна. Он стоит перед генералом навытяжку, во всём его облике виден исполнительный, безжалостный каратель. Справа от этой группы еще один немецкий солдат с жестоким бездушным выражением лица. В его руках автомат. Чёрные круглые стекла очков прикрывают глаза. Они создают у зрителя впечатление пустых глазниц на человеческом черепе. Этот образ олицетворяет смерть. Как символична и красноречива каждая деталь!
За спиной генерала виден строй солдат. В их лицах и фигурах — усталость: сегодня они расстреляли и добили тысячи людей. Еще правее от центральных фигур художник изображает двух немецких офицеров с фотоаппаратами. Возможно, это корреспонденты.
VII.
Из немецких документальных фотографий мы знаем, что фашисты, привыкшие к злодеяниям, любили фотографироваться на фоне трупов. Один из офицеров готовится сделать снимок, другой — стоит в задумчивости, возможно, его поразило количество расстрелянных. Вся сцена изображена на фоне пустынного пейзажа с зимним небом. Художник передал минуты мёртвой тишины после совершившейся расправы. Но зритель слышит, как в этой тишине ещё звучат стоны и крики умирающих.
Фашистский генерал, офицеры, солдаты создают впечатление хищных стервятников, пирующих победу среди мертвых. Так, изображая конкретное историческое событие — массовый расстрел мирных жителей на Красной горке, Ю.В. Волков обличает человеконенавистническую суть фашизма, отвергшего евангельские заповеди любви и пытавшегося утвердить мировое господство и расовое превосходство своей нации.
Уникальным в этой композиции является то, что все изображенные фашисты не придуманы. Они имеют документальные прототипы, тщательно отобранные художником среди многих десятков фотографий солдат и офицеров из немецкой и румынской фотохроники17. Отыскав характерный тип, Ю.В. Волков талантливо преображает его в художественный образ, чтобы запечатлеть историческую правду в своем произведении.
В советском изобразительном искусстве
был одним из первых, кто начал использовать документальные фотографии для создания высокохудожественных образов.
«Красная горкаКрасная горка. 1950—1960Бумага, карандаш, 38,3 х 43Евпаторийский краеведческий музей» — графическая композиция. Волков-график не известен зрителю, хотя занимался этим видом искусства в течение всей жизни.
Я вспоминаю прошлое и память
Пустынная и залитая тьмою
Мне возвращает облик человека
Которому оставили враги
Лишь жажду проклинать и силу верить
Жан Марсе
В 1948-1964г.г. в Крымском издательстве художником было оформлено и проиллюстрировано семь книг о событиях Великой Отечественной войны в Крыму.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что иллюстрации «Маргарита Александровна»18, «ЭЭто вели пленных советских воиновЭскиз «Вели пленных советских воинов». 1964Бумага, акварель, кисть»19, «На Приморском бульваре»20 — одни из лучших в послевоенной книжной графике. Эти произведения перерастают рамки иллюстраций, и по сути дела, являются эскизами для больших батальных картин. Чаще всего так и происходило. Первоначальный замысел картины художник воплощал в иллюстрации, а затем, развивая и углубляя замысел, создавал картину.21 Как монументальное эпическое произведение воспринимается маленькая черно-белая композиция «На Приморском бульваре» — иллюстрация к книге И. Козлова «В городе русской славы».
Писатель так описывает события: «На Приморский бульвар гитлеровцы пригнали из лагеря женщин, детей и стариков - около двухсот человек, чтобы прикрыться ими во время бегства из Севастополя. Но черноморцы закрыли выход из бухты. Разъяренные фашисты хотели перестрелять безоружных людей. К счастью, в это время подошла группа гвардейцев-автоматчиков...»22
На иллюстрации мы видим убитых и раненых севастопольцев, потрясенных только что пережитым ужасом. Мы видим, что фашисты цинично пригнали на бульвар многих людей обнаженными. И эти обнаженные фигуры людей вызывают у зрителя чувство оскорбления и боли.
В центре произведения изображен матрос-черноморец. Он является главным героем этой графической работы. Его образ сродни могучим былинным богатырям. Могучая сила, справедливый гнев чувствуются в этой фигуре. Он закрывает собой беззащитных людей. Рядом с ним -солдат-пехотинец в упор расстреливает фашистских убийц. На переднем плане — раненый фашист. Возле него обнаженный старик с таким лицом, будто вышел из ада. Старик еще не успел встать с колен. Во всей его фигуре — трагизм и желание отомстить врагу. Схватив в руки камень, он готов нанести удар, но, увидев, что враг ранен, старик не бросает камень. Он опускает руку.
Как тонко художник показывает трагедию войны. Ярко и мощно он раскрывает психологизм человеческого страдания, противопоставляя контрастные образы. Он заставляет зрителя задуматься о человеческой жестокости и евангельском милосердии. И в этом видении военных событий художник-философ Ю.В.Волков поднимается до высоты лучших произведений мирового искусства.